Восстановление голоса после частичной резекции гортани
С развитием общественных форм отношений (работники образовательных учреждений, телевидение, радио, информационные структуры и т.д.) увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. Особое значение приобретает становление и развитие голоса . Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, что заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути для восстановления в случаях его нарушений.
На сегодняшний день существует множество различных нарушений голоса. Это функциональные расстройства, вызванные перенапряжением мышечного аппарата гортани; появлений новообразований (доброкачественные и злокачественные опухоли гортани). Возникновению данных нарушений могут сопутствовать разные причины.
Голос играет в нашей жизни немаловажную роль. Способность говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а в некоторых случаях создают угрозу профессиональной непригодности. В наше время существует не так уж много данных о том, какие мероприятия должны проводиться для предупреждения и устранения патологий голоса. Этой проблеме уделяют внимание многие авторы, такие как Д.К. Вильсон, С.Е. Уланов, Е.В. Лаврова и многие другие.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани за последние два десятилетия возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь , но вызывающие иногда осложнения, которые влияют на голосообразование.
Данные исследований (Е.С.Алмазова, Ю.С.Василенко, С.Л.Таптапова, Д.К.Вильсон и др.) свидетельствуют и об увеличении хронических ларингитов. Частота хронических заболеваний голосового аппарата составляет около 60 на 100 тысяч городских жителей, а для лиц голосоречевых профессий достигает 30-40 %. Особенно часто недостатки голоса выявляются у учителей ,воспитателей , работников голосовых профессий . Логопед не только сам должен владеть хорошим звучным голосом, выразительной интонацией, но и быть профессионально подготовленным к профилактической работе по развитию детского голоса и его коррекции в случаях нарушений.
Если вопросам восстановления функциональных нарушений голоса посвящено значительное количество исследований (Е.С. Алмазовой,1973; Ю.С. Василенко, 1989, 2001; С.И. Ткаченко, Т.А. Шидловской,1997 и др.), то вопросу восстановления голоса после частичной резекции гортани - одиночные, несистематизированные исследования (Е.С. Алмазовой,1973, Л.Б. Дмитриева,1990; В.С. Ушакова,1996).
Конкретно нашей проблемой, восстановления голоса после частичной резекции гортани, занимались Х.А. Аллоярова и С.Л. Таптапова.
Цель данного исследования - восстановление голосовых функций после частичной резекции гортани.
Объект исследования - процесс восстановления голосообразующей функции больных после частичной резекции гортани.
Предмет исследования - способы , приемы и логопедические технологии , с помощью которых осуществляется коррекционная работа по восстановлению голоса.
Исходя из этого мы выдвинули следующую гипотезу:
Восстановление голоса после частичной резекции гортани будет эффективным, если будут выполняться следующие условия:
1 проведение комплексной медико-психолого-педагогичекской диагностики;
2 своевременное начало реабилитационных мероприятий;
3 индивидуальный подход с учетом личностных особенностей;
4 непрерывность психолого-педагогического сопровождения на всех этапах коррекционной работы.
Восстановление голоса в раннем послеоперационном периоде в амбулаторных условиях значительно повышает эффективность комплексной терапии, что позволяет вернуть к общественно полезному труду в привычной социальной среде значительное число людей , оперированных на гортани.
Задачи:
1. Анализ психолого - педагогической и специальной литературы по данной проблеме.
2. Провести комплексное логопедическое обследование больных после частичной резекции гортани.
3. Разработать методику или систему по коррекции восстановления голосообразующей функции гортани.
База исследования: ЛОР-отделение поликлиники медсанчасть ОАО ММК №2 г. Магнитогорска.
Методологической и теоретической основой исследования явились теории и концепции, отражающие характер данной работы:
1 медико - психологическая концепция реабилитации, представленная в исследованиях Е.С.Алмазовой, Ю.С. Василенко, С.Л.Таптаповой, Е.В.Лаврова и др.
2 психолого - педагогические концепции и теория деятельностного подхода в развитии, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников, эмпирические методы (наблюдение, беседы, диагностирование).
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии теоретических основ реабилитационных мероприятий по восстановлению голоса после резекции гортани.
Практическая значимость исследования
заключается в разработке комплексной реабилитации лиц с нарушением голосообразованием после резекции, алгоритма индивидуальной программы по восстановлению голоса.
В первой главе мы рассмотрим анатомо-физиологические особенности гортани, механизмы и этапы развития голоса, характеристика и классификация нарушений голоса, виды резекции гортани.
Во второй главе мы изложим механизмы голосообразования после операций по частичной резекции гортани, методические указания, приемы и упражнения по восстановлению голоса после частичной резекции гортани. Также приведем результаты комплексной логопедической коррекционной работы по восстановлению голоса.
Теоретический аспект о нарушениях голосообразующей функции и способах ее коррекции
В первой главе мы рассмотрим анатомо-физиологические особенности гортани, механизмы и этапы развития голоса, характеристика и классификации нарушений голоса, виды резекции гортани .(Приложение 1_.
- Анатомо-физиологические особенности гортани Механизм, этапы образования голоса
- История развития фонопедии
- Классификация и характеристика нарушений голоса
- Органические нарушения голоса
- Логопедическая работа по восстановлению голоса после частичной резекции гортани
- Психотерапия в сочетании с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой в комплексной реабилитации больных с нарушениями голоса
- Постановка дыхания
- Формирование навыка правильного голосообразования
- Работа над развитием силы, высоты и тембра голоса
- Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса:
- Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются
- Профилактика голосовых расстройств