Профилактика голосовых расстройств
Голос, его сила, высота, выразительность, тембр развиваются и совершенствуются с развитием организма человека. Беречь голос следует с раннего детства. Основой пения является протяжный звук на плавном равномерном выдохе. Регулярные, дозированные и доступные диапазону вокальные упражнения укрепляют и обогащают его. Однако, чрезмерное голосовое напряжение, форсированное пение вызывает перенапряжение мышц гортани. Это способствует расстройству голосовой функции: суживается диапазон, искажается тембр, голос приобретает крикливый оттенок, появляется хрипота.
С раннего детства необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим занятиям зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации подросткам рекомендуется ограничить голосовую нагрузку, они должны находиться под наблюдением врача - фониатора, занятия же дыхательной гимнастикой и спортом следует продолжать.
Профилактика заболеваний голосообразующих органов чрезвычайно обширна - постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения. Температура воздуха, его чистота и степень влажности тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств.
Лица голосовой профессии (лекторы, дикторы, педагоги, певцы) часто работают не вполне здоровыми, что в дальнейшем отрицательно сказывается на голосовом аппарате - возникают болезненные ощущения (щекотания в горле, сухость), повышается утомляемость, что в конечном итоге приводит к срыву голоса. Лица голосовых профессий в большинстве нуждаются в постановке речевого голоса, что является профилактической мерой большинства профессиональных нарушений голоса.
При нервном переутомлении даже самая обычная голосовая нагрузка становится порой тяжелой. Чаще всего координация дыхания и функция голосообразования зависят от общего состояния организма, внешних условий.
Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Переполненный пищей желудок давит на диафрагму, создавая механическое препятствие дыханию и голосу. Поэтому принимать пищу нужно за 2 часа до начала лекции, выступления, предстоящей длительной голосовой нагрузки.
Особенно пагубно влияют на голосообразующие органы никотин и систематическое употребление алкоголя.
Самостоятельные тренировки без контроля врача - фониатора не рекомендуется проводить ни логопедам, ни лицам, страдающим голосовыми нарушениями.
Выводы по второй главе
.
Голос является основой коммуникативной функцией, при отсутствии голоса, человек оказывается лишенным речи, и соответственно общения и любой деятельности, связанной с речевой функцией;
2. Нарушения голосообразующей функции ведет к нарушениям психологического характера: чувство потери, заниженная самооценка, повышенная возбудимость; повышенное внимание к своему дефекту. Тактичная рациональная психотерапия , раннее начало коррекционно - логопедической работы , первое , даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления .
3. Потеря голоса и нарушение голосообразовательной функции является последствием оперативного вмешательства на гортани.
4. Восстановление звучной речи у больных, перенесших резекцию гортани, находятся на стыке клинической дисциплины, психотерапии и логопедии.
5. Необходимость скорейшего восстановления голосовой функции обусловлена психологическим дискомфортом пациента. Комплекс лечебных технологий, включающий в себя дыхательную гимнастику, статические, динамические и фонационные упражнения, артикуляционную гимнастику и логопедический массаж, а также работу над развитием голоса: силы, высоты, тембра; мелодика- интонационной стороной речи позволит вернуть к общественно-полезному труду в привычную социальную среду значительное число людей , оперированных на гортани .