Профилактика голосовых расстройств
6. Восстановление зависит от желания пациента восстановить голос и как можно скорого начала занятий.
7. Профилактика и бережное отношение к голосу необходима с раннего возраста.Желательно укреплять голос постоянными тренировками: дыхательными упражнениями, пением, общей лечебной гимнастикой ,закаливающими процедурами , здоровым питанием . Профилактичесие мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса . Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.
Заключение
Исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах , логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. Эффективность применяемых приемов поставили фонопедию наравне с лечением при большинстве хронических заболеваний гортани. Дальнейшее исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса , особенностей ее проявления и разработки способов восстановления , которую мы в своей квалификационной работе пытались решить .
Проведенная нами работа дает основание считать , что выдвинутые положения подтверждены , а гипотеза доказана .
Приложение 1
Комплекс упражнений на постановку дыхания. Статические упражнения
Дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике.
Это развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение утраченного звука. Продолжительность выдоха регистрируется при помощи секундомера .далее длительно произносятся:
1 гласные шепотом и громко:
у _уа уо уа
о _оу ио оа
э _иу ио иа
и _эу эо эа _
2 щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными шепотом и громко:
ф уф _ус _уш
с оф ос _ош
ц эф эс _эш
х иф ис _иш
3 звонкие щелевые изолированно и в сочетании с гласными:
в _ув уз уж
з ов оэ _ож
ж _эв эз эж
ив из иж
ав аз аж
4 глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах
пу ту ку
по то ко
п _тэ кэ
пи ти _ки
па та ка
5 звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах
бу _ду гу
бо _до го
би _ди ги
ба _да га
Динамические упражнения
1. Исходное положение - лежа. Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота поднимается и выпячивается, при выдохе - опускается.
2. И.п. - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох.
3. И.п. - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, опустить руки - выдох
4. И.п. - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону - вдох, и.п. - выдох.
5. И.п. - стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносят длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пф, пш.
6. И.п. - стоя, ноги вместе. Наклоны головы попеременно к левому и правому плечу.
7. И.п. - стоя, ноги вместе. Наклоны головы назад и вперед вместе с шеей.
8. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обзватить руками колени и произнести уф, ух.
9. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны и поднять над головой. Пальцы переплести вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух.
10.И.п. - стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх - вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф и гласных у, о, и, э, а, а также слогов ух, уф.