Профилактика голосовых расстройств
11.И.п. - стоя ноги вместе, поза боксера. Движения руками вперед, с силой и произнесением утрированного звука жжж.
12.И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть а ладоши - вдох, руки опустить - выдох с произнесением ах, ох, ух.
13.И.п. - стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.
14.И.п. - стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу с хлопком под коленом.
15.И.п. - стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.
16.Упражнения с мячом:
мяч подбросить вверх с произнесением слов ух, уф
мяч подбросить, присесть, поймать и произнести звуки з, ж,, в
мяч по полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением уф.
Фонационные дыхательные упражнения
Работу над фонацией начинают с глухих щелевых звуков, которые не вызывают трудностей. Тренируется длительный выдох.
Занятия начинаются с упражнения по коррекции дыхания и активизации мышц гортани:
Упражнение 1. «Дутье в губную гармошку».
Оно активизирует оставшиеся части гортани Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно , слегка приопустив голову, на одной ноте в течении 15 секунд 8-12 раз в день , интервалы не менее 20 минут .
Упражнение 2.
Произнесение сонорных звуков. Нужно слегка опустить голову, произнести звуки м, н.
Вначале появится грубый, немодулированный звук голоса .Логопеду следует объяснить, что путем специальных упражнений можно его корректировать, расширять диапазон, тогда появиться модуляция.
Упражнение 3.
Слова с глухими звуками т, к, п.
Упражнение 4.
Произнесение отдельных слов, особенно часто употребляемых в быту : да, нет , дайте , привет , пойдем домой , где живешь ? и т.д.
Для тренировок можно взять отдельные строчки из хорошо знакомых стихотворных текстов: «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, Поля опустели.» (Н.А Некрасов .)
Упражнение 5.
После этих упражнений можно переходить на речь восстановленным голосом в быту.
Приложение 2.
Упражнения на формирование навыков правильного голосообразования
.Наклонить голову вперед и вниз .
.Ладонь пациента располагается на передней поверхности грудной клетки и в таком положении вместе с пациентом произнести длительно -«оооооо» и «ууууу». Внимание пациента фиксируется на вибрации грудной клетки.
. На следующих занятиях эти гласные звуки произносят протяжно в низкой тональности в словах «оооокооо», «оооокноооо», «ооокооолооо», «ууууроооок», «ууурооон», «ууууутроооо», и т.д.
. Затем переходят к произнесению коротких предложений протяжно в низкой тональности, например; «Оооокнооо оооткрытооо», «Уууутром хооолоооднооо», «Оооколооо кооола кооолооокоола».
. Вызывание голоса - на стоне или имитации мычания. Полученный звук сочетать с гласными у, а, о, и
в прямых и обратных слогах». Мычание» производиться больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка.
произноситься на выдохе прямой слог му.
произносится обратный слог -
ум
закрытый слог мум, мумм, муммм.
Приложение 3
Упражнения на развитие силы, высоты и тембра голоса
Упражнения на развитие силы голоса
1. Удлинение произнесения звуков при средней громкости голоса:
у у _
о о _
а а _
и и _
э э _
в в _
з з _
ж _ж _
Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней):
ау ув _ав
аи ус _ас
ои уш аш
уи ов _ив
уа ос _ис
оу ош иш _
ауи уву увуз _
оуи узу увуж
эуи ужу овуз _
оуа уво _увож
уиа ува _узув _
эуа уза _ожув _