Профилактика голосовых расстройств
эуи узо _ужив
уиа ужа ивиз
уиэ ужо
уэа ужи
ауэо _эоуи
ауои эоуа _
уиаи _аиоу _
уиао _аэоу _
оуио _аиоа _
уиоэ _
.Усиление голоса: артикуляция - шепот - тихо - громко, и наоборот, громко - тихо - шепот - артикуляция:
о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи
а а а а оу оу оу оу оуи оуи оуи оуи
и и и и ои ои ои ои оуа оуа оуа оуа
э э э э аи аи аи аи эуи эуи эуи эуи
у у у у эу эу эу эу аза аза аза аза
в в в в
з з з з
ж ж ж ж
. Те же упражнения, но без паузы.
. Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса:
Унылая пора! Очей очарование! артикуляция
Приятна мне твоя прощальная краса. шепот
Люблю я пышное природы увяданье, тихо
В багрец и в золото одетые леса, громче
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, громко
И мглой волнистою покрыты небеса, тихо
И редкий солнца луч, и первые морозы, шепот
И отдаленные седой зимы угрозы. артикуляция
Для развития высоты голоса
предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (тембра).
. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов:
1 имитация укачивания ребенка, куклы
2 «подбрасывание» звука вверх легко, свободно в пределах двух тонов.
2. Пения вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вокализы поют либо на один гласный звук, либо с названиями нот. Гласные звуки вокализируются в определенной последовательности - у, о, а, и.Вначале гласные поются на legato, т.е. связно, плавно, звук льется свободно.
При пении необходимо стремиться к тому, чтобы звук не дрожал, а лишь изменялся по высоте тона.
Далее нужно добиваться звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
.Пение песен. Сначала поется мелодия, без слов. Затем в мелодию включают словесный текст.
«Ёлочка» «Веселые гуси» «Во поле береза стояла» и др.
Тембр голоса .
ммуммоммэммиммамм
ннанноннэнниннанн
ммнуммноммнэммниммнамм
.Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н
с паузами и без пауз.
мму
мму мму
мму мму
мму мму
.Упражнение «Гудок» - произнесение гласных
у, о, а, и
в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с понижением и повышением голоса.
ууууу
ууоууоууо
ууаууаууа
ууэууэууэ
ууиууиууи
.
Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.
мам, меду нам
ммаммедуннамм
мам, мам, молока бы нам
ммаммммаммммоллокабыннамм
мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел
ммёдвлесуммедведьннашеллммалломмедуммнногопчёлл
ннамм
ммеду
ммамм
ммамм
ммеду
ннамм
.Произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса.
(стихи С.Я. Маршака, К.И. Чуковский, А.Л. Барто).
Приложение 4
Развитие мелодико - интонационной стороны речи
Песни, потешки, считалки, прибаутки короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, произносить легко, свободно, звонко. радостно.
Песенки-потешки
Рано-рано поутру
Пастушок : Ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: Му-му-му-му!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то крапивушку нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя:
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя!
Чтобы сливочек буренушка дала.
Считалка
Заяц белый,
Куда бегал?
-В лес дубовый.
Что там делал?