Психотерапия в сочетании с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой в комплексной реабилитации больных с нарушениями голоса
Психотерапия предполагает индивидуальный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Основными средствами рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предполагаемого лечения. Главная задача - активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного лечения, создание положительного фона для адаптации в обществе.
Уже при первой встрече с больным важно установить контакт, найти правильный подход к нему, так как от этого в значительной степени зависит весь дальнейший ход реабилитации. Важное внимание уделяется объяснению причин нарушения голоса.
Объясняя механизм нарушения, следует устранить неправильное тягостное представление о болезни, в доступной форме раскрыть механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Демонстрация магнитофонных записей голоса людей, прошедших курс лечения, личные встречи с ними оказывают положительное воздействие на пациентов.
Рекомендуется широко использовать метод отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно применять игровые ситуации, различные технические средства, работу над дыханием, артикуляционной моторикой.
Особое значение придается поощрению, так как большинство больных болезненно переживают свои неудачи, имеют резко заниженный уровень, притязания в условиях «неуспеха».
Благодаря рациональной психотерапии можно добиться адекватного отношения пациента к собственному голосу. Занятия аутогенной тренировкой позволяют путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем проводить целенаправленное воздействие на те или иные вегетативные и психические процессы.
Аутогенная тренировка как метод особенно полезен при гипертотонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях, но он используется и при иных нарушениях голоса у лиц эмоционавльно-возбудимых, неуравновешенных, раздражительных и астенически - ослабленных. Больные на фоне общей и локальной мышечной релаксации овладевают кинестетическими мышечными ощущениями движений глотки и гортани, благодаря чему фонопедические занятия становятся более осознанными и эффективными.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке четкости, плавности и ловкости всех движений артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности и скованности и, наоборот, от вялости, слабости и паретичности.
Для снятия напряженности артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется логопедический массаж. Производиться поглаживание кончиками пальцев, вибрационные, разминающие, растирающие движения (схема массажа, Приложение 2). Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, что благоприятно сказывается на работе мимических мышц и повышает тонус голосовых мышц.
Артикуляционную гимнастику проводить после массажа, каждое упражнение выполнять четко и неторопливо, перед зеркалом, с соблюдением определенно ритма, под счет ( комплекс упражнений, Приложение 3).
Психотерапия является важным мероприятием, способствующее оздоровлению личности и успеху восстановительного обучения.