Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса:
Унылая пора! Очей очарование! артикуляция
Приятна мне твоя прощальная краса. шепот
Люблю я пышное природы увяданье, тихо
В багрец и в золото одетые леса, громче
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, громко
И мглой волнистою покрыты небеса, тихо
И редкий солнца луч, и первые морозы, шепот холмогорская порода гусей
И отдаленные седой зимы угрозы. артикуляция
Изменение высоты голоса создает мелодику тона, т.е. движение голоса вверх и вниз, что передает все богатство интонаций речи, делая её выразительной и эмоционально окрашенной. Для изменения высотных модуляций важно мысленно представлять высоту, которую надо взять голосом.
Для развития высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (тембра).
. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов:
1 имитация укачивания ребенка, куклы
2 «подбрасывание» звука вверх легко, свободно в пределах двух тонов.
2. Пения вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вокализы поют либо на один гласный звук, либо с названиями нот. Гласные звуки вокализируются в определенной последовательности - у, о, а, и.Вначале гласные поются на legato, т.е. связно, плавно, звук льется свободно.
При деформации гортани удается получить свободное звучание на гласных и их сочетаниях. При пении голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются; глоточный резонатор не меняет своей формы; лишь при повышении звука надгортанник и нёбная занавеска поднимается, при понижении звука - опускаются.
При пении необходимо стремиться к тому, чтобы звук не дрожал, а лишь изменялся по высоте тона.
Далее нужно добиваться звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
Эти упражнения являются своебразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно гортани. Гортань становится более гибкой, эластичной, снимается напряжение, скованность, зажатость мышц голосового аппарата.
.Пение песен.
Песни подбираются в зависимости от возраста и его голосовых возможностей. В песни преобладать должны короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп. Сначала поется лишь мелодия, без слов. Затем в мелодию включают словесный текст. Важно чтобы, песни были эмоционально окрашенной, пробуждала радостное, приподнятое настроение.
«Ёлочка» «Веселые гуси» «Во поле береза стояла» и др.
Тембр голоса зависит от деятельности ротоглоточного резонатора, от его строения и функции. При координированной работе всех частей ротоносоглоточного резонатора голос приобретает звонкость, собранность, ровность, устойчивость, гибкость и выносливость.
.Произнесение сонорных согласных м, н с гласными. Соноры произносятся на стоне, легко и свободно, без напряжения, в позиции резонатора. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности.
.
Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н
с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона, то речевым, то полунапевным способом произнесения, что позволяет « раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетное звучание голоса.
мму
мму мму
мму мму
мму мму
3.
Упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а, и
в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с понижением и повышением голоса.