Постановка дыхания
Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.
Воспитание дыхания и развитие голоса - это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозировано усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание направлено на: воспитание навыка координированной работы, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха, тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации.
Комплекс дыхательных упражнений Приложение 4 ; составляется индивидуально, в него входят:
1 Статические дыхательные упражнения. Их основная задача - воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха .
2 Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации. Связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включает элементы лечебной физкультуры.
3 Фонационные дыхательные упражнения.
Начинать следует с статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные. Некоторым обучающимся приходится начинать упражнения, в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации оказывается стойким. На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза. На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используется различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.
Статические дыхательные упражнения
На первом этапе основное внимание следует уделять тренировке нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, особое внимание - организации правильного вдоха.
При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и вперед. Большое значение придается тренировке носового вдоха. Отрабатывается короткий бесшумный вдох, что позволяет избежать сухости в ротовой полости, усиливающей неприятные субъективные ощущения: навязчивое откашливание, чувство инородного тела, «комка» в гортани.
Основная задача логопеда при проведении тренировок - объяснить обучающимся, «как выполнить» и «что почувствовать». Для правильного звучания голоса необходим длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладкового и ротового давления и так называемая «опора дыхания». Под «опорой дыхания» понимается сознательное сохранение выдыхательной установки, которая достигается правильной осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглочной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.
Для сокращения сроков обучения, лучшего усвоения упражнений рекомендуется схематичное изображение предлагаемых упражнений с помощью специальных знаков и рисунков-пиктограмм.
После установления ровного ритмичного дыхания через 5-7 дней занятий следует переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.
Динамические дыхательные упражнения
Динамическая дыхательная гимнастика физически укрепляет организм, развивает фонационное дыхание, подготавливает обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. Выбор комплекса упражнений зависит от физических возможностей пациента и выявленных при обследовании недостатков голоса. При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях глотки и гортани рекомендуется комплекс упражнений на снятие излишней напряженности, сочетание активизирующие и релаксационные упражнения.
Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи( медленное разведение рук в стороны, наклоны, повороты головы и тела, движения рук и ног) Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует выполнять медленные и плавные движения.