Постановка дыхания
Выполнение упражнений позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность. Кроме того, выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания. Многократное повторение изменяет характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание.
Фонационные дыхательные упражнения
Работу над фонацией начинают с глухих щелевых звуков, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений осуществляется статически или динамически, тренируется длительный выдох.
Занятия начинаются с медленного произнесения звуков, далее отрабатывается артикуляция гласных. Упражнения постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. основное внимание обращают на распределение дыхания во время речи, следует избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении задания
Особо контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.
Тренировку выдоха лучше проводить при произнесении одних и тех же простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные скороговорки, обучающиеся произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздуха для завершения высказывания.
Занятия проводятся сразу, после операции, когда трахеотомическая трубка обеспечивает жизненное дыхание. На 12-15 день после операции можно поводить логопедические занятия для предупреждения появления фаренгиального голоса (фонацию без какого-либо нового физиологического образования только при наличии утрированной артикуляции и сближении мягкого неба с задней стенкой глотки при резком подъеме корня языка, т. е. фарингеальный голос), т.к. он может тормозить нормализацию голосовой функции. Длительность занятия 8-10 минут.
Занятия начинаются с упражнения по коррекции дыхания и активизации мышц гортани:
Упражнение 1. «Дутье в губную гармошку».
Оно активизирует оставшиеся части гортани Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно , слегка приопустив голову, на одной ноте в течении 15 секунд 8-12 раз в день , интервалы не менее 20 минут .
Упражнение 2.
Произнесение сонорных звуков. Нужно слегка опустить голову, произнести звуки м, н. Вначале появится грубый, немодулированный звук голоса .Логопеду следует объяснить, что путем специальных упражнений можно его корректировать, расширять диапазон, тогда появиться модуляция.
Упражнение 3.
Слова с глухими звуками т, к, п.
Упражнение 4.
Произнесение отдельных слов, особенно часто употребляемых в быту : да, нет , дайте , привет , пойдем домой , где живешь ? и т.д.
Для тренировок можно взять отдельные строчки из хорошо знакомых стихотворных текстов: «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, Поля опустели.» (Н.А Некрасов .)
Упражнение 5.
После этих упражнений можно переходить на речь восстановленным голосом в быту.
Первое время голос истощается быстро : поговорив 2-3 минуты , обучающиеся переходят на шепот . Поэтому начинать надо с йотированных и гласных звуков : ай-яй , ой-ей. При произнесении этих звуковых сочетаний наблюдается наибольшее включение нервно-мышечного аппарата гортани, что особенно важно на данном этапе восстановления голоса. Указанное упражнение может вначале вызывать некоторые трудности, но после 3-4 дней самостоятельных тренировок оно становится доступным.
Рекомендуется систематически включать в тренировки следующие упражнения: дутье в губную гармошку - 1 минута, упражнение с йотированным и гласным звуком - ай-яй; ой-ей;
произнесение знакомых обучающемуся стихотворений.
Весь этот комплекс упражнений рекомендуется повторять 6-8 раз в день с интервалами, а также 2 раза в день упражнения дыхательной гимнастики.
Далее следует более усложнять упражнения с йотированными и гласными звуками . Предлагается произнесение сочетаний ай-яй-яй, ой-ей-ей ( плавно и мелодично ), а также сочетаний гласных звуков у-о, о-у, у-о-а, а-о-у, о-а, о-а-э , о-э-а. Эти упражнения следует продолжать не менее 2 недель, и только после того как они не будут вызывать утомления и станут доступными для повторения с естественными модуляциями ( а в этот период занятий обучающийся полностью перешел на речь голосом в быту ), следует приступать к вокальным упражнениям.
Задачами завершающего этапа являются расширение диапазона голоса, приближение его тембра к обычной норме, а также увеличение количества модуляций.