История развития фонопедии
Изучение патологии голоса и способа его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия.
Фонопедия - комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.
Фонопедия развивается в тесном сотрудничестве с фониартрией -
медицинской наукой, разделом оторинолроингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения. Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Каноне врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Авиценны (980-1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 году им описан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины возникновения звука, процесс его восприятия органами слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосоречевых органов, физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в голосообразовании ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указывал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.
Развитие театрального искусства в 16 веке потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить.
Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 году певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стрежне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониартрия.
В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г.Гутцман защитил диссертацию на тему "Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания". Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности . Сам термин "фониатрия" ввели в 1920 г. ученики Гутцмана - Г.Штерн и М.Зееман . Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге .
Можно полагать , что с этого времени ведет свой отсчет и становление логопедии , ибо она всегда объединяла изучение речи и голоса .
Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования.
И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса.