Формирование навыка правильного голосообразования
Постановка голоса - процесс строго индивидуальный. Начинать голосовые тренировки можно только после согласования с врачом - фониатром, определения оптимальных нагрузок, выбора правильной тональности и интенсивности звучания. Приступая к работе над коррекцией голоса, особое внимание следует обращать на начало звукообразования (атаку). Из трех способов атаки - придыхательная, твердая и мягкая, наиболее физиологичной является мягкая атака. При мягкой атаки голоса голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, обеспечивая при этом достаточное подскладочное давление, тем самым, создавая оптимальные условия для колебания и безупречного звучания.
Выбор базовых звуков обусловлен клиническим диагнозом и зависит от характера смыкания голосовых связок, тональности звучания и голосовой атаки. Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется, вначале не превышает 2-3-х минут с 5-10 минутным перерывом, постепенно длительность увеличивается и доходит до 15-20 минут при 4-5 разовом выполнении в течение дня.
Основная цель - формирование оптимального звучания при наименьшем мышечном напряжении - реализуется через правильно подобранные индивидуально базовые звуки и слоги, интенсивность и тональность звучания. Основной принцип - метод проб и ошибок, на котором строятся фонопедические тренировки при формировании оптимального звучания базового звука.
Чтобы ослабить напряжение передних мышц гортани, рекомендуется наклонить голову вперед и вниз, что позволяет активизировать нижний резонатор. Для восприятия резонаторных колебаний грудной клетки ладонь пациента располагается на передней поверхности, и в таком положении фониатр или врач вместе с пациентом произносит длительно в наиболее низкой тональности гласные звуки «оооооо» и «ууууу». Внимание пациента фиксируется на вибрации грудной клетки. Если это ощущение недостаточное, то предлагается усилить его постукиванием или вибрационным массажем грудной клетки для активизации резонирования. Гласные звуки «ооооо» или «ууууу» вначале произносят в одной тональности, усиливая интенсивность звучания, а в последующем - в виде напевания мелодии колыбельной песни с целью укачивания ребенка.
На следующих занятиях эти гласные звуки произносят протяжно в низкой тональности в словах «оооокооо», «оооокноооо», «ооокооолооо», «ууууроооок», «ууурооон», «ууууутроооо», и т.д. Затем переходят к произнесению коротких предложений протяжно в низкой тональности, например; «Оооокнооо оооткрытооо», «Уууутром хооолоооднооо», «Оооколооо кооола кооолооокоола».
Вызывание голоса (по Е.С.Алмазовой) целесообразно на стоне или имитации мычания. Полученный звук сочетать с гласными у, а, о, и
в прямых и обратных слогах». Мычание» производиться больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка.
Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая. При произнесении звука м
большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом правильного использования верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Это так называемый процесс обратной связи.
При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м
, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора» (1, стр.108), в ротовой позиции. Данная позиция позволяет «поймать звук на губах», сконцентрировать его, снимая напряжение с мышц гортани и шеи.
Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку м
присоединяется гласный у
- произноситься на выдохе прямой слог му.
Переход к данному слогу обусловлен следующими причинами:
1. гласный звук обеспечивает звучание гортани с наиболее полным резонансом, обладает большей сонорностью;
2. при произнесении гласного у
образуется значительный импеданс (акустическое сопротивление воздуха в ротовом резонаторе), что повышает активность голосовых складок;
3. незначительный импеданс и малая активность голосовых складок при произнесении звука м
помогают создать наиболее благоприятный, щадящий режим их работы при вызывании голоса. При многократном произнесении звука м
активность голосовых складок увеличивается, и произнесение слога му
не представляет трудностей для голосового аппарата;
4. при произнесении звука угортань занимает наиболее низкое положение, глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально. При высоком положении гортани, глотка укорачивается, и тембр голоса получается резким и хриплым. Т.о., при низком положении гортани, голосовые складки работают с наименьшей затратой энергии и с наибольшим акустическим эффектом;