Формирование навыка правильного голосообразования
5. при произнесении звука у
струя воздуха узкая, сильная, холодная, что увеличивает тактильно-вибрационные ощущения и силу голоса.
При многократном произнесении прямого слога му
, голос усиливается, приобретает большую сонорность. Важно добиться свободного, четкого произнесения слога му в позиции резонатора.
Вслед за прямым слогом произносится обратный слог - ум
, затем - закрытый слог мум, мумм, муммм.
Потом произносится слоги с гласным, о,
который также создает благоприятные (после у), анатомо-физиологические условия. Импеданс ротоглоточного резонатора большой, чем у звука у,
голосовые складки активны, сила голоса значительная. Грудной звук о, которого следует добиваться, богатый обертонами, голосовые складки вибрирует всей шириной и полностью смыкаются. Последовательность слогов: мо-ом-мом-момм-моммм.
Следующий гласный а -
наиболее сильный звук. При произнесении данного звука, ротовый резонатор увеличивается, глоточная трубка сокращается до минимального объема, голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. Но при восстановлении голоса этот звук труден, из-за его анатомо-физиологических условий образования: отсутствие лабиализации (невозможность «поймать» звук), минимальными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Кроме того, опасен так называемый открытый звук а
- резкий и неприятный, придающий голосу гортанное звучание за счет зажатости голосового аппарата - гортани, глотки, челюстей. Пациенты иногда стремятся усилить голос за счет чрезмерного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию.
Поэтому при постановке звука а
нужно обратить внимание на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок перед зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинать следует с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения, постепенно переходят к громкого, протяжного и отрывистому произнесению звука а.
Важно показать правильное положение языка, перед зеркалом, кончик языка находится близко к нижним резцам, спинка и корень языка опущены. Схема занятия: несколько раз протяжно, затем отрывисто изолированно, переход к слогам - прямым, обратным, закрытым.
Полезно повторять слоги, где согласный звук находиться между двумя гласными. Причем наиболее удачны такие сочетания: ума, ома, ила, где согласный усиливается.
Звук и - акустически слабый звук. При его произнесения язык поднят и напряжен, ротовое отверстие сужено, голосовая щель расширена, подсвязочное давление воздуха и амплитуда колебаний голосовых складок увеличиваются. За счет наибольшего импеданса создается значительное напряжение языка, губ, гортани, мышц шея, Поэтому произнесение звука сначала шепотом, потом громко и коротко, наконец протяжно; сначала в прямых слогах, потом в обратных: ми-им, мим - миммм, имим - имимм, имиммм.
Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных слогах с м
проходит под контролем слухового, зрительного, двигательного анализаторов пациента, при постоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целенаправленной деятельности самого пациента, его желания восстановить голос. Процесс восстановления голоса продолжается в среднем 3 месяца, вызывание голоса около 1-1,5 месяцев.