Перспективы профессионального роста выпускников факультета высшего сестринского образования
Актуальность исследования.
Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, располагающая существенными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в приемлемой медик - социальной помощи [10]. Сестринский персонал, составляет на сегодня самую большую категорию медицинских работников, и предоставляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли здравоохранения, которые удовлетворяют потребности населения в медицинской помощи [21]. В медицинской практике выделяется большое разнообразие обязанностей, которые возлагаются на средний медицинский персонал [22]. Выполнение этих обязанностей требует понимания факторов, влияющих на здоровье людей, причины возникновения болезней, способы лечения и реабилитации, профилактики заболеваний и других условий, в которых осуществляется медико-социальное обеспечение людей [4].
В мировой практике накоплен богатый опыт развития сестринского дела, использования сестринского персонала в удовлетворении потребности населения в медико - социальном обеспечении в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников [10]. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сестринское дело в России по уровню своего развития значительно уступало сестринскому делу большинства стран Европы [15]. Отмечалось очевидное несоответствие между уровнем развития отечественной науки, медицинских технологий и характером сестринской практики. К началу 90-х годов продолжительность подготовки медсестер в России и других республиках бывшего Союза была самой короткой в Европейском регионе, уровень и содержание профессионального образования не соответствовали международным требованиям и стандартам [15]. Становилось все более очевидным, что изменение сестринской подготовки невозможно без реформирования сестринского образования, системы управления сестринскими кадрами и
развития прикладных научных исследований в области сестринского дела. К концу 80-х годов высшее сестринское образование существовало уже в большинстве стран Европы. Его позитивное влияние на развитие сестринской практики отмечалось многими авторитетными международными организациями, в том числе ВОЗ, Международной организацией труда (МОТ) и Международным советом медсестер. Обсуждению проблем высшего образования для медсестер в Европейском регионе был посвящен симпозиум, организованный ВОЗ в Гааге в 1972 году [10]. В его документах даны подробное обоснование и перечень преимуществ обучения медсестер на университетском уровне. На необходимость создания программ высшего сестринского образования, ориентированных преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров, указывалось также в рекомендациях Конвенции МОТ «О сестринском персонале» [1977], утвержденной многими странами мира.
Нашей страной Конвенция была утверждена в 1979 году, решение об организации высшего сестринского образования было одобрено Всесоюзным совещанием специалистов со средним медицинским образованием [Тула, 1989] и поддержано Минздравом, но фактическая реализация намеченных планов по объективным причинам задерживалась. Они были претворены в жизнь лишь спустя определенное время.
Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 году - в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете, благодаря большой работе, проведенной Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова. Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году.
В настоящее время в 43 медицинских ВУЗах страны функционируют факультеты ВСО, на которых подготовлено более 10 000 специалистов - менеджеров сестринского дела [14]. ФВСО готовит квалифицированные сестринские кадры для клинической практики, педагогической деятельности и управления сестринским персоналом. Полученные профессиональные знания и умения они применяют в организационно - управленческой, маркетинговой, педагогической и научно - исследовательской работе [14].
Выпускники - менеджеры сестринского дела сегодня работают не только в учреждениях здравоохранения, они также занимают должности руководителей более высокого уровня, в том числе специалистов по сестринскому делу органов управления здравоохранением. Профессиональная управленческая подготовка делает выпускников ФВСО успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной карьеры. Однако нельзя не отметить, что из-за ряда существующих причин часть выпускников ФВСО не могут полностью реализовать свой потенциал [14].
Цель дипломной работы
- анализ возможных перспектив профессионального роста выпускников факультета высшего сестринского образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать ситуацию на рынке образовательных услуг и практического здравоохранения РФ.
. Изучить медико - социальные характеристики студентов и выпускников ФВСО.
. Определить перспективы профессионального роста выпускников.
. Выявить факторы, влияющие на перспективы профессионального роста студентов и выпускников ФВСО.
Объект исследования:
выпускники ФВСО и студенты V курса ФВСО.
Предмет исследования:
перспективы профессионального роста выпускников ФВСО.
Методы исследования:
- ретроспективный анализ;
статистическое анкетирование;
психологический тест - опрос.
База исследования
: исследование проводилось в On - Lain режиме в социальной сети «В контакте».
Научная новизна
исследования состоит в изучении возможностей и проблем трудоустройства имеющихся кадров - выпускников ФВСО.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что знание факторов, влияющих на профессиональный рост выпускников ФВСО, позволит управлять этим процессом. Представленные в работе рекомендации могут послужить основанием для разработки нормативно - правовой основы влияющей на дальнейшее развитие сестринского дела и расширение номенклатуры должностей для выпускников ФВСО, получивших диплом специалиста - менеджера.
В структуру дипломной работы входит:
· введение, где обосновывается значимость выбранной темы дипломного проекта, излагаются цель и задачи, которые были решены в ходе ее написания;
· в первой главе рассмотрены основные аспекты современного состояния сестринского дела в РФ, структуры здравоохранения и образования в РФ и факторы, влияющие на профессиональную успешность выпускников ВСО;
· вторая глава посвящена результатам исследования, где проанализирована ситуация на рынке образовательных услуг и практического здравоохранения РФ, описаны медико-социальные характеристики выпускников ФВСО, проведено исследование перспектив профессионального роста и факторов, влияющих на профессиональную успешность данных выпускников;
· в заключении представлены основные результаты написания дипломного проекта;
· представлены сформулированные выводы, отвечающие на цель и задачи исследования;
· внесены практические рекомендации для совершенствования дальнейших возможностей профессионального роста выпускников ФВСО.
Основой для написания дипломного проекта явились Программа сестринского дела до 2020 года и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие сестринское дело в России на сегодняшний день. Также использовались статьи, различных авторов, освещающих данную проблему на страницах учебных пособий, медицинских журналов и газет.
- Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации
- Структура здравоохранения РФ
- Структура образования
- Факторы, влияющие на профессиональную успешность медицинской сестры ВСО
- Анализ ситуации на рынке образовательных услуг и практического здравоохранения
- Медико-социальные характеристики студентов и выпускников ФВСО
- Результаты перспектив профессионального роста выпускников ФВСО
- Анализ факторов, влияющих на профессиональную успешность выпускников ФВСО