Структура образования
Россия - одна из немногих стран, где традиционно считают средний медицинский персонал лишь помощниками и исполнителями воли врача. Между тем, роль и функции среднего медицинского звена более значительные. В соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением в современных условиях выделяют такие функции среднего персонала, как: развитие первичной медико - санитарной помощи; профилактика заболеваний; гигиеническое обучение населения, увеличение реабилитационных мероприятий, расширение объемов помощи на дому, в связи с сокращением коечного фонда в стационаре; формирование отделений с различной интенсивность ухода; оказание паллиативной помощи и др. [2].
Реформа сестринского дела и образования в России, повышение спроса на услуги в области здравоохранения привели к созданию государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров.
С целью формирования специалистов высокого уровня в области сестринского дела в стране была создана многоуровневая система подготовки сестринских кадров, которая включает:
• базовый (основной) уровень подготовки - медицинское училище;
• повышенный (углубленный) уровень подготовки - колледж;
• высшее сестринское образование (ВСО) - институт;
• послевузовское образование - факультет управления здравоохранением (интернатура, ординатура, аспирантура) [2] [рисунок 3].
базовый (основной) уровень подготовки - медицинское училище |
повышенный (углубленный) уровень подготовки - колледж |
высшее сестринское образование (ВСО) - институт |
послевузовское образование - факультет управления здравоохранением (интернатура, ординатура, аспирантура) |
Рисунок 3. Схема образования подготовки сестринских кадров.
Система профессионального образования предполагает обеспечение дифференцированной подготовкой сестринских кадров и гарантирующую соответствующую квалификацию, а также компетентность в решении профессиональных задач. Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи [15].
Сестринское дело в России имеет 2 аспекта: подготовку кадров и их использование в практическом здравоохранении. Идеология состоит в том, что система образования должна обеспечивать дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей рынка медицинских услуг и гарантировать высокий социальный статус среднего медицинского персонала. Соответственно, в сложившихся обстоятельствах, возникла настоятельная необходимость новой стратегии в подготовке сестринских кадров, а также потребность в подготовке преподавателей нового поколения. Приоритет в решении данной задачи отводится факультетам ВСО, который повышает уровень подготовки сестринских кадров. За достаточно короткий период [с начала 90-х годов] разработан и внедрён новый образовательный государственный стандарт, предусматривающий многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела. Переход на многоуровневую подготовку специалистов среднего звена позволяет реализовать свои потребности в получении как теоретических, так и практических знаний по своей специальности [15].
Согласно Государственному стандарту подготовка специалиста с высшим сестринским образованием и его деятельность направлены на:
оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию;
планирование, организацию, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала;
проведение научных исследований по сестринской специальности;
организацию и контроль за культурой производства, с соблюдением этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц.
Поэтому не случайно в структуру подготовки специалистов ВСО (менеджеров) входят 4 блока учебных дисциплин [24].