Результаты перспектив профессионального роста выпускников ФВСО
ФВСО - единственный факультет, сочетающий медицину, педагогику, психологию общения и управления, экономику, маркетинг и менеджмент, позволяющий появиться новому специалисту, который может быть востребован в современных условиях высокой конкуренции, медицинского страхования и перехода на самоокупаемость и самофинансирование [34].
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим медицинским и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определены должности, которые могут занимать специалисты с ВСО [см. приложение 3] [33].
Выпускники после окончания факультета ВСО могут продолжить свое обучение в клинической интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью», что в дальнейшем хотели бы сделать 28 человек [40%] из опрошенных респондентов.
На вопрос «Что послужило мотивацией к поступлению на ФВСО?» были предложены следующие варианты ответов:
- не знаю;
за компанию с подружкой;
по направлению;
если учреждение платит, почему бы и не поучиться;
доказать себе, что я могу;
возможность получить высшее образование;
интересно было, что из этого получится;
профессиональный рост;
карьерный рост (получение должности);
самореализация;
свой вариант ответа.
Распределение ответов респондентов получилось следующее: основная часть анкетируемых респондентов [54 человека - 77 %] отметила возможность получения высшего образования, самореализации, профессионального роста, 4 человека [6 %] опрашиваемых ответили, что они поступали по направлению, 12 [16 %] респондентов захотели доказать себе, что смогут поступить и учиться на данном факультете. В своем варианте ответов было обозначено желание защиты кандидатской диссертации и получения ученой степени у 1 % анкетируемого [рисунок 11].
Рисунок 11. Распределение мотивации респондентов к поступлению на ФВСО.
Все опрошенные респонденты до поступления на ФВСО имели среднее профессиональное медицинское образование и различный стаж работы в представленных должностях - от 8 до 35 лет. При этом до поступления на ФВСО должность главной медицинской сестры занимали 8 человек [12 %], старшей медицинской сестры - 12 человек [18 %], преподавателя сестринского дела в медицинском колледже - 1 человек [1 %], оставшиеся 49 респондентов [69 %] занимали должности рядового среднего медицинского персонала [постовые, операционные, процедурные, перевязочные медсестры, медсестры ДОУ] [рисунок 12].
Рисунок 12. Распределение респондентов по занимаемым должностям до поступления на ФВСО.
При проведении анализа трудоустройства специалистов после окончания обучения на ФВСО выявлено, что из 31 анкетируемого выпускника основная часть [94%] осталась работать в системе здравоохранения. Перешли работать в другие структуры после окончания обучения 2 человека [6%]. Проведенный анализ профессионального роста выпускников ВСО после обучения на данном факультете позволил установить, что значительная часть респондентов ответила, что они продолжают работать, как и прежде рядовыми медицинскими сестрами, но многие также отметили, что не теряют надежды на карьерный рост.
Сравнительный анализ профессионального роста респондентов показал, что в общем количестве профессиональный рост получили 12 человек [17 %] из числа анкетируемых респондентов.
Из 12 человек [17 %] заняли должности, соответствующие полученному образованию:
преподавательская деятельность - 1 человек [1,4 %];
заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом - 1 человек [1,4 %];
главная медицинская сестра - 2 человека [2,8%];
старшая медицинская сестра (менеджер отделения) - 4 человека [5,7 %];
заведующий отделом медицинской статистики, кабинетом медицинской профилактики, оргметодкабинета - 4 человека [5,7 %];
В настоящее время 1 человек из анкетируемых специалистов является кандидатом психологических наук и занимается преподавательской деятельностью в ВУЗе.
В то же время 33 человека [48 %] из числа всех опрашиваемых респондентов (студентов и выпускников) работают в должностях, соответствующих образованию. Преподавательской деятельностью занимается 2 человека [2 %]. Из них 1 человек получил предложение и занимается преподавательской деятельностью в ВУЗе, 1 человек продолжает работать в медицинском колледже. Заместителем главного врача по работе со средним медицинским персоналом перешел работать 1 человек [1 %,] 10 респондентов [15 %] занимают должности главной медсестры, 16 человек [24%] - старшей медицинской сестры (менеджера отделения), 4 человека [6%] работают на должности заведующих оргметодкабинетом, кабинетом медицинской профилактики, отдела медицинской статистики [рисунок 13].