Структура здравоохранения РФ
Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья [40].
«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации [16].
В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:
федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);
органы и учреждения государственной системы ОМС;
частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.
Все системы здравоохранения в рамках системы охраны здоровья населения РФ находятся в тесном контакте с другими структурами, которые как - то связанны с охраной здоровья населения [15] [рисунок 1].
Министерство здравоохранения и социального развития РФ - высший орган управления здравоохранением, является федеральным органом исполнительной власти. Во главе министерства здравоохранения и социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно - правовой формы собственности.
Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации.
Основные вопросы деятельности:
здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
курортное дело;
санитарно - эпидемиологическое благополучие;
уровень жизни и доходов населения;
оплата труда;
пенсионное обеспечение;
социальное страхование;
условия и охрана труда;
социальное партнерство и трудовые отношения;
занятость населения и безработица;
трудовая миграция;
альтернативная гражданская служба;
социальная защита;
демографическая политика;
физическая культура и спорт;
туризм;
защита прав потребителей.
Структурными подразделениями являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В составе департаментов Министерства выделены должности главных специалистов - главного терапевта, главного хирурга, главного акушера - гинеколога и др. Главными специалистами назначаются высококвалифицированные врачи, владеющие знаниями, как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющие опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению [16].