Структура здравоохранения РФ
Российское здравоохранение располагает такой формой лечения и оздоровления как санаторная помощь. В качестве лечебно - реабилитационных и оздоровительных средств используют преимущественно природные физические факторы в сочетании с диетотерапией, массажем, лечебной физкультурой, физиотерапией и др. Санатории располагаются в курортных зонах. Имеются также местные санатории, которые устроены, чаще всего в загородных зонах с благоприятными ландшафтными и микроклиматическими условиями. В настоящее время в сложившейся экономической ситуации возрастает роль саморегулирования и самоконтроля функционирования санаторно-курортного рынка [15].
В соответствии с законодательством в РФ соблюдено сочетание 3-х систем здравоохранения:
государственной;
муниципальной;
частной [рисунок 2].
Рисунок 2. Существующие системы здравоохранения в РФ.
К государственной системе здравоохранения относятся:
- Министерство здравоохранения РФ.
Министерства здравоохранения субъектов РФ.
Органы управления здравоохранением автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга.
Российская академия медицинских наук.
Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора РФ.
Лечебно - профилактические и научно - исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно - медицинской экспертизы, санитарно - профилактические учреждения, службы материально - технического обслуживания, предприятия по производству медицинской техники и медицинских препаратов и другие учреждения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения. Лечебно - профилактические учреждения (ЛПУ), фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями РФ помимо Минздрава РФ и республик в составе РФ.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» и подзаконными актами и законами РФ и ее субъектов, а также нормативными актами Минздрава РФ и Минздрава субъектов РФ, органов управления территорией.
К муниципальной системе здравоохранения принадлежат:
- Органы управления здравоохранения муниципальной собственности.
Лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения.
Фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.
Учреждения судебно-медицинской экспертизы.
Образовательные учреждения.
Учреждения муниципальной системы здравоохранения являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с «Основами» и другими актами законодательства РФ, субъектов РФ, правовыми актами автономных краев и округов, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга, нормативными актами местного самоуправления.
Муниципальные органы самоуправления здравоохранением отвечают за санитарно - гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико - социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения, качество оказания медико - социальной и лекарственной помощи всеми учреждениями, находящимися на подведомственной территории.
Финансирование органов, учреждений, предприятий и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
К частной системе здравоохранения относятся:
- ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Сюда же относятся ЛПУ, аптечные, научно - исследовательские и образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, физическими лицами. Деятельность учреждений этой системы осуществляется в соответствии с «Основами», другими актами законодательства РФ и ее субъектов, правовыми актами администраций территорий, нормативными актами Минздрава РФ и органов местного самоуправления.
Важная роль в системе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико - социальной помощи принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Изменившиеся экономические условия, повлекшие за собой преобразования в здравоохранении, требуют развития сестринского дела в соответствии с меняющимися условиями деятельности лечебно - профилактических учреждений. Однако организационные мероприятия по совершенствованию сестринского дела, разработка методик измерения объемов и дифференцированной оплаты труда медицинских сестер внедряются недостаточно эффективно. От несбалансированности медицинских кадров и малоэффективного использования среднего персонала в практическом здравоохранении страдает в целом система здравоохранения, что оказывает негативное влияние на качество медицинской помощи [40].