Структура здравоохранения РФ
В 2008 году введена должность главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью, который вошел в состав Экспертного совета по здравоохранению Минздравсоцразвития России.
В феврале 2009 года была создана Профильная комиссия Экспертного Совета здравоохранения по управлению сестринской деятельностью, которая обеспечила как иерархическую связь подчинения, так и систему взаимосвязи министерства, главного внештатного специалиста Российской Федерации, главного специалиста региона, области и др., определила горизонтальные связи с учебными и научными заведениями, общественными организациями. Профильная комиссия выполняет функции координирующего органа, она определяет современные стратегические направления развития сестринского дела, взаимодействует с главными специалистами и органами управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам перспектив развития и совершенствования сестринского дела.
В апреле 2009 года приказом заместителя министра Минздравсоцразвития России был восстановлен институт главных внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью Федеральных округов, то есть, создана вертикаль управлениях сестринской деятельностью в стране [19].
Региональный уровень.
Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. При этом в номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) в 1993 году власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями [19].
Местный уровень.
По принятому в 1995 году Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. Часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения. Согласно номенклатуре, в Российской Федерации функционируют многочисленные виды ЛПУ, обеспечивающие медицинскую (медико-социальную) помощь населению. В штатных расписаниях ЛПУ вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом [19].
Амбулаторно-поликлинические учреждения.
поликлиника (городская, стоматологическая и др.);
учреждения скорой и неотложной помощи;
учреждения, оказывающие акушерско - гинекологическую помощь;
учреждения, оказывающие лечебно - профилактическую помощь детям;
центры (медико-генетический, диагностические, восстановительного лечения, перинатальный, планирования семьи и репродукции);
санитарно - эпидемиологическая станция, филиал и т. д.
В России в основу наблюдения за населением положен принцип разделения территорий на врачебные участки.
поликлиника в своем составе имеет терапевтические отделения, лабораторно - диагностические службы, рентгенологический кабинет, кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и др. На участке медицинскую помощь обеспечивают участковые врач и медицинская сестра. Участковый медицинский персонал имеет возможность непрерывного наблюдения за здоровыми и больными людьми, совершенствовать меры специфической и неспецифической профилактики, вести пропаганду здорового образа жизни среди населения. Отличительная особенность - сельские жители, для которых работают самостоятельные врачебные амбулатории (участковые больницы) или фельдшерско - акушерские пункты (ФАПы), количество которых в последние годы резко сократилось;
диагностический (консультативно - диагностический) центр. Это новое организационное решение в рамках концепции стационарзамещающих технологий. Большинство таких центров не имеют самостоятельного подчинения и созданы на базе больниц или поликлиник. Тем не менее, это позволяет сегодня участковому врачу обследовать пациентов с переходными состояниями и различными заболеваниями, не прибегая к госпитализации, обеспечить взрослое и детское население доступной и высококвалифицированной помощью в амбулаторных условиях;
скорая медицинская помощь оказывается населению сотрудниками станции СМП, неотложная медицинская помощь обычно оказывается сотрудниками амбулаторно - поликлинических учреждений. Станция СМП может функционировать, как самостоятельное учреждение, так же являться структурным подразделением других ЛПУ;