Анализ ситуации на рынке образовательных услуг и практического здравоохранения
Из пояснительной записки Программы развития сестринского дела в РФ на 2010 - 2020 годы: «˂…˃ Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования сестринского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 000 населения составляет 94,9. Соотношение врач - средний медицинский персонал составляет 1: 2,2. Такое соотношение врачей и среднего медицинского персонала с учетом требований сегодняшнего дня является неудовлетворительным показателем, что вызывает дисбаланс в системе оказания лечебно - профилактической медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Данное соотношение в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира.
В Российской Федерации подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 453 учреждениях среднего профессионального медицинского образования, реализующих основные образовательные программы по 9 основным специальностям. В них обучается более 250 000 студентов. Каждый год выпуск новых специалистов по стране составляет примерно 70 000 человек в год».
Среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением отмечена невозможность удовлетворения потребности практического здравоохранения в притоке специалистов сестринского дела. Отмечается ежегодное снижение показателя укомплектованности лечебно-профилактических учреждений специалистами сестринского дела, и обеспечить приток молодых специалистов в лечебные учреждения сегодня практически нереально.
В пояснительной записке к Программе обозначено, что, несмотря на ежегодную подготовку более 70 000 специалистов со средним профессиональным образованием в отрасли здравоохранения практически отсутствует рост численности сестринского персонала и существует ряд проблем:
. Укомплектованность ЛПУ специалистами сестринского дела ежегодно снижается, проблематичным становится укомплектование учреждений здравоохранения выпускниками.
. Дисбаланс между высокой потребностью в специалистах различного уровня образования и готовностью принять специалиста новой формации, так как существует отсутствие технологической готовности менять малоэффективный традиционный сестринский процесс, в котором уровень делегированных компетенций медицинскому персоналу не зависит от уровня полученного образования. Получается так, что затрачиваются образовательные ресурсы, а специалисты практическим здравоохранением не востребованы.
Реальная кадровая диспозиция «сестринский персонал - врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями, когда во врачебном процессе значительная доля элементов, не требующих врачебной квалификации, выполняются врачами, а не хорошо подготовленным средним медицинским персоналом. Так же принижена роль и медицинской сестры, функции которой сводятся к выполнению часто технической работы, не требующей профессиональной подготовки, чему способствует исчезновение категории младших медицинских сестер, функции которых взял на себя средний персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.
3. Отсутствие профессиональных стандартов, и государственных образовательных стандартов нового поколения, основанных на современных требованиях к компетенции молодых специалистов. Из этого следует не достаточно высокое качество подготовки специалистов сестринского дела [29].
В докладе главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития РФ С.И. Двойникова о перспективах развития сестринского дела в России [2009] в кадровой характеристике отмечена низкая укомплектованность средним медицинским персоналом [69,7%], что свидетельствует о достаточно высоком риске возникновения ошибок при существующей высокой нагрузке на персонал. Проблема обостряется старением медицинского персонала. Почти 40% работающих старше 50 лет, а лица молодого возраста составляют всего 7,4% [рисунок 5].
Рисунок 5. Возрастной состав работающего среднего медицинского персонала РФ по данным Минздравсоцразвития.
Анализируя доклад С. И. Двойникова, можно сделать вывод что, несмотря на решенную проблему подготовки руководящих кадров сестринской службы, в ЛПУ работают только 0,8 % человек с высшим сестринским образованием и 7,3 % с углубленной подготовкой по сестринскому делу. Реализуют себя по профилю и уровню полученного образования лишь 15,5 % специалистов с высшим образованием и 36,4 % специалистов с повышенным уровнем образования. При появлении специалистов с ВСО, имеющих новый уровень подготовки, потребовались изменения структуры сестринской службы, к чему практическое здравоохранение не полностью готово в настоящее время. Не все учреждения ЛПУ готовы принять специалиста сестринского дела новой формации.