Методика развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести
Актуальность:
физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
При ДЦП двигательные расстройства проявляются в снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами - агонистами и синергистами.
Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения.
Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены. (Самсонова Л.Н., 1986)
Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП (Войтова Л.Б., 2007).
ДЦП является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения (Семенова К.А., 1999; Ткаченко С.К., 1999). Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений и ориентировки в пространстве (Бадалян Л.О., 1988; Семенова К.А., 1999; Кожевникова В.Т., 2005).
Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведений о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Бадалян Л.О., 1999; Виноградова Л.И., 2001; Ипполитова М.В., 1985; Калижнюк Э.С., 1989; Кириченко И.И., 1971; Семенова К.А., 1994; Серганова Т.И., 1995; Степанченко О.В.,1999; Шипицына Л.М., 1996).
Исследование научных работ показало, что при ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса и снижении силы мышц (Бортфельд С.А., 1971; Мастюкова Е.М., 1991; Смуглин М.Н., 1991).
Изучению вопроса развития силы мышц у больных с ДЦП посвящено целый ряд робот (Козленко Н.А. (1991), Дмитриев А.А. (1987)) при этом литературы, специально посвящённой вопросам методов развития мышечной силы старшего дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.
Объект исследования:
процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного упражнения для развития силы мышц.
Предмет исследования:
методика развития мышечной силы, основанная на применении дифференцирования силовых структурно-избирательных упражнений.
Цель исследования:
теоретически разработать и научно обосновать методику развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести, основанной на применении комплекса структурно-избирательных упражнений.
Научная новизна исследования:
1. Научно обоснована возможность применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом в процессе адаптивной физической культуры.
.Разработана и внедрена методика применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом в процессе адаптивной физической культуры.
. Доказана эффективность повышения показателей силы различных мышечных групп у детей дошкольного возраста с церебральным параличом вследствие применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц в процессе адаптивной физической культуры.
Теоретическая значимость исследования:
Полученные в результате исследования данные дополняют систему теоретических знаний об организации занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом; о специфике занятий с детьми с ДЦП; об эффективности внедрения комплекса структурно-избирательных упражнений в компоненты АФК; о влиянии предложенного комплекса структурно-избирательных упражнений на состояние различных групп мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Практическая значимость исследования:
Методика применения комплекса структурно-избирательных упражнений может быть рекомендована для внедрения:
в учебную программу по предмету «Физическое воспитание» в коррекционных образовательных школах;
в процесс реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях лечебно-профилактических учреждений;
- Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология
- Особенности физического и психического развития детей с ДЦП
- Специфика двигательного развития и особенности состояния мышечной системы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
- Организация и особенности методики занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц
- Гипотеза, цель и задачи исследования
- Методы исследования
- Организация исследования
- Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы
- Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы
- Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы
- Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы
- Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 5-6 лет с церебральным параличом
- Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента
- Обсуждение результатов педагогического эксперимента