Особенности физического и психического развития детей с ДЦП
Отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения в развитии ребенка при этом заболевании. Первый тип нарушения в развитии ребенка связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.
Второй тип нарушения в развитии ребенка отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6 - 7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4 - 6 недель жизни.
Причины нарушения в развитии ребенка. В школьном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками. (Астрахан Д.Х., 2003).
При гиперкинетической форме нарушения в развитии ребенка влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе при нарушениях в развитии ребенка поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.
Данный вопрос нарушения в развитии ребенка освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений в развитии ребенка бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию. (Бизюк А.П., 2005).
У данной категории детей может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Симптомы нарушения в развитии ребенка. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка ребенка крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть.
Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, практическая деятельность крайне ограничена, дети не готовы к овладению навыками рисования, письма сопутствующие симптомы нарушения в развитии ребенка. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Поэтому привитие навыков личной гигиены также должно решаться и на уроках физической культуры. Как на один из признаков нарушения в развитии ребенка специалисты указывает на то, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе. В начале школьного обучения при нарушениях в развитии ребенка у детей при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность. (Грец И.А., 2003).
Кроме выше перечисленных нарушений в развитии ребенка эти дети испытывают трудности при овладении письмом. Прежде всего, это связано с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма при нарушениях в развитии ребенка, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений. Также дети держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма.
Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций. Нарушения в развитии ребенка с церебральным параличом. (Гончарова М.Н., 1974).
Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.