Организация и особенности методики занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц
Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения - до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич - заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.
Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность (Самсонова Л.Н., 1986).
Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.
Программы по АФК занимают главное место в реабилитации детей с ДЦП.
Обязательными и общими признаками для всех методик АФК являются:
Систематичность, регулярность и непрерывность применения адаптивной физкультуры;
Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;
Постепенное увеличение силовых физических нагрузок.
Содержание упражнений для детей с ДЦП (Самсонова Л.Н., 1986):
Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;
Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;
Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;
Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;
Поддержание функциональной эффективности органов - упражнения на выносливость;
Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;
Обучение нормальной ходьбе;
Упражнения для стимулирования органов чувств;
Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;
Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.
В занятиях принимали участие все дети, принимавшие участие в тестировании независимо от уровня физического развития для того, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, оказывать поддержку. А также для того, чтобы дети с низким уровнем двигательно-физического развития имели пример для подражания.
Для проведения эксперимента в занятиях по адаптивной физической культуре использовался комплекс структурно-избирательных упражнений. Таким образом, испытуемые имели возможность развивать наибольшее количество двигательных умений и навыков путём добавления специальных упражнения для общего двигательно-физического развития и для развития силы мышц.
В процессе занятий по АФК использовался специальный инвентарь, который соответствовал индивидуальным антропометрическим характеристикам детей (гантели, гимнастические палки, шёлковые ленты, гимнастические перекладины). Так же для выполнения упражнений в домашних условиях были розданы кистевые эспандеры.
В занятия включались доступные виды и формы двигательной активности, направленные на решение специфических коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, воспитательных и образовательных задач, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.