Организация и особенности методики занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц
На занятиях по АФК использовались физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991).
Нами предложены комплексы упражнений, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы.
Приведем некоторый набор упражнений на развитие мышц верхних конечностей:
(Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991)
- Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.
Положение «сидя». Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.
Положение «сидя». Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.
Для воспитания чувства равновесия и координации движений ребёнка намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону.
Комплекс физических упражнений, направленный на развитие общей моторики:
броски мяча в стену с расстояния 1 м
прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам;
попадание в цель (круг на стене) мячом.
выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями.
А так же упражнения для развития силы мышц рук:
вращение кистей с гантелями.
сгибание разгибание кистей со штангой и гантелями
вис на перекладине.
упражнения с кистевыми эспандерами.
сгибание рук в запястьях, держа штангу за спиной.
сжимание пальцами теннисного мяча.
сидя на скамье, опираясь внутренней (или наружной) поверхностью предплечий о бедра или подставку: отведение-приведение кистей рук с гантелями, держа их горизонтально хватом сверху или снизу.
сидя, руки согнуты в локтевых суставах, хват сверху: сгибание-разгибание кистей на блочном тренажере.
Необходимо использовать упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, туловища: (Шапкова Л.В., 2003).
Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положениях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. И.п. - сидя, наклоны головы вперед - назад с отягощением в виде подвешенного на специальной петле груза. Темп выполнения упражнения - медленный. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз.