Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
опрос;
тестирование;
педагогический эксперимент;
математико-статистический анализ.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы
Для того чтобы определить направление исследования, уточнить его возможные результаты, сравнить различные данные изучаемого процесса и выявить закономерности его протекания, нами была проанализирована научно-методическая литература в количестве 55 источников, которая включала в себя работы Шапковой Л.В., Евсеева С.П., Шамарина Т.Г., Пануш В.Г. и др.
Педагогическое наблюдение
Для описания характерных особенностей двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом возникла необходимость понаблюдать за детьми в процессе учебной и игровой деятельности, что позволило нам судить о физических возможностях детей. В том числе ригестрирывался и оценивался целый ряд показателей: поведение, взаимоотношения в коллективе, индивидуальные особенности. Мы наблюдали 2 группы дошкольников, каждая из которых состояла из 10 человек во время занятий физической культурой. Было отмечено, сила мышц различных звеньев тела у дошкольников развита очень слабо.
Опрос
Опрос проводился в форме беседы. Опрос проводился с воспитателями и педагогами, работающими с детьми в группе, а также с родителями дошкольников. Были выявлены такие вопросы, как: поведение детей в различные режимные моменты (занятия, еда, игры, прогулки), особенности физического развития каждого ребёнка, как каждый из детей ведёт себя в домашних условиях.
Тестирование
Как известно, тестирование - это процесс измерения, проводимый с целью определения состояния или способностей человека (Годик М.А., 1988).
В основе тестов, как правило, лежат двигательные задания. В них в качестве результатов могут выступать либо двигательные достижения (время преодоления дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.д.), либо физиологические и биохимические показатели.
В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться у детей 5-6 лет совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом.
Для обследования детей и выявления уровня развития силы мышц были использованы два блока тестов:
Первый блок тестов использовался для оценки манипулятивной деятельности рук, так как у детей с ДЦП наблюдаются сгибательно-пронационная установка рук, он включал следующие задания:
1. Вис на перекладине на руках хватом сверху.
Перекладина должна быть такой высоты, чтобы испытуемый, повиснув на ней расслабившись, не касался пола ногами. Необходимо продержаться наибольшее количество времени.
Цель: определить статическую силу мышц, сгибающих пальцы рук.
2. Кинестетическая чувствительность.
Цель: измерить силу отдельных мышечных групп человека с помощью специальных устройств - динамометров медицинских.
В начале определяется максимальная сила. Затем испытуемый, глядя на динамометр, 3-4 раза сжимает его с усилием, равным, например, 50% от максимального. Затем это усилие повторяется 3-5 раз (паузы между повторениями - 30 с), без зрительного контроля. Кинестетическая чувствительность измеряется отклонением от полученной величины (в процентах). Если разница между заданным и фактическим усилием не превышает 20%, кинестетическая чувствительность оценивается как нормальная.
3. Кистевая динамометрия.
Цель: измерить силу мышц, сгибающих пальцы, с помощью кистевых динамометров. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величинах (кгс).
С помощью кистевых динамометров измеряют силу мышц, сгибающих пальцы. Перед тестированием прямым измерением определяется максимально возможное для испытуемого усилие сжатия кисти руки. Тестовым заданием является удержание в течение заданного интервала времени мышечного усилия, равного 75% от максимального. Показатель мышечной выносливости рассчитывается как процент времени качественного выполнения тестового задания, в общем, времени тестирования.