Результаты и обсуждение
Согласно опросу, проведенному среди врачей и организаторов здравоохранения, получены следующие результаты. Знают о существовании фармакогенетических тестов, используемых в клинической практике, 65,4 % опрошенных. 28,5 % узнали о тестах из медицинской периодики, 23,5 % - из цикла обучения, 22,9 % - от коллег, 18,4 % - из Интернета и 10,6% - из средств массовой информации (рис. 1). Для объективной оценки осведомленности опрашиваемых о фармакогенетическом тестировании в анкету был включен вопрос, знает ли респондент о существовании 5 конкретных тестов, при этом в перечень было включено 2 теста, которых на самом деле не существует. Большинство опрошенных (31,8%) ответили, что знают о существовании теста для определения генетических маркеров риска нарушений метаболизма варфарина (полиморфизмы CYP2C9*2 и CYP2C9*3 или мутации в гене VKORC1), 15,1 % - знают про тест для определения чувствительности к трастузумабу/герцептину (выявление экспрессии рецепторов эпидермального фактора роста человека 2 типа - HER2 - в опухоли молочной железы) и 23,5 % - про тест для определения чувствительности к трициклическим антидепрессантам (выявление медленных аллельных вариантов гена CYP2D6). Однако48,6% опрошенных«знают» о существовании ложных тестов (несуществующих): теста для определения чувствительности к метамизолу натрия/анальгину (19,0%) и теста для определения генетической предрасположенности к развитию аллергических реакций на пенициллины (29,6%) (рис. 2).
участников исследования (43,16%) согласились с тем, что при подборе дозы варфарина необходимо использовать фармакогенетический тест. Однако большинство опрошенных (40,8%) полагают, что в настоящее время использование фармакогенетических тестов в здравоохранении экономически не приемлемо (36,9% участников затруднились ответить на этот вопрос). При ответе на вопрос о стоимости одного теста мнения участников характеризовались большим разнообразием, 45,3% не ответили на вопрос, а остальные варианты включают в себя разброс от 10 до 6000 рублей. Среди причин, затрудняющих внедрение фармакогенетики в клиническую практику, 69,8 % опрошенных видят плохую информированность медицинских работников о возможностях фармакогенетики, 72,1 % - отсутствие лабораторий, 48,6 % - высокую стоимость фармакогенетического тестирования, 43,6 % - отсутствие квалифицированных кадров (рис. 3). Почти половина участников исследования совершенно согласны с утверждением, что внедрение фармакогенетического тестирования будет способствовать повышению эффективности (43,0 %) и безопасности (47,5%) лекарственной терапии. 56,4% анкетируемых высказались за внедрение обучения фармакогенетике врачей всех специальностей, 53,1% - клинических фармакологов, и 50,3% - за обучение всех студентов медицинских вузов.
Рисунок 1. Источники информации о фармакогенетических тестах (доля респондентов, отметивших каждый источник, % ).
Рисунок 2. Осведомлённость опрошенных о существовании некоторых фармакогенетических тестов (включая несуществующие) (доля респондентов, знающих о существовании теста, % )
Рисунок 3. Причины, препятствующие внедрению фармакогенетических тестов в клиническую практику (ответы респондентов, на 100 опрошенных).
Среди опрошенных студентов получены следующие результаты. На вопрос, что изучает фармакогенетика, 62,7% опрошенных студентов выбрали правильный вариант ответа, т.е. влияние генетических особенностей человека на фармакологические эффекты лекарственного средства. Остальные ответили неправильно, либо затруднились ответить на этот вопрос (4,4% считает, что фармакогенетика изучает всасывание, распределение, метаболизм и выведение лекарственных средств, 19,6% - влияние лекарственных средств на геном человека, 9,5% - все вышеуказанное и 2,5% затрудняются ответить). На вопрос об осведомленности о существовании в настоящее время фармакогенетических тестов, используемых в клинической практике, положительно ответили 44,6% участников исследования. 21,2% узнали о тестах из Интернета, 15,8% - из средств массовой информации, 14,2% - от коллег, 13,6 % - из цикла обучения и 11,4 % - из медицинской периодики (см. рис.1). Таким образом, Интернет и СМИ чаще являлись источниками информации о фармакогенетическом тестировании для студентов, чем для врачей и организаторов здравоохранения, в то время как последние чаще, чем студенты, получали информацию из медицинской периодики, на обучающих циклах и от коллег.