Методики исследования
Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.
Для оценки функционального состояния кардиореспираторной системы в ответ на малые (легкие) нагрузки у подростков использовалась ортостатическая проба Шеллонга (описывается так же, как проба Мартине). Проба проводится следующим образом. Обследуемому накладывают на плечо компрессионную манжету для измерения артериального давления, которую не снимают до конца исследования, и предлагают ему спокойно лежать на кушетке в течение 10-15 мин. В этом положении с интервалами в 1-2 мин несколько раз измеряют артериальное давление и частоту пульса. После каждого измерения артериального давления воздух из компрессионной манжеты выпускают полностью. При получении повторяющихся значений артериального давления и пульса их принимают за исходные и больному предлагают спокойно встать, расставив ноги на ширину плеч, и стоять расслабленно в течение 10 мин. Сразу после вставания и затем в конце каждой последующей минуты измеряют артериальное давление и частоту пульса, а также оценивают субъективные ощущения обследуемого. В норме у обследуемого неприятные ощущения во время пробы не возникают; ортостатическая динамика пульса и артериального давления незначительна: частота пульса возрастает не более чем на 20 уд/мин, систолическое артериальное давление кратковременно снижается (в первые 1-2 мин), а диастолическое артериальное давление повышается за время пробы не более чем на 10 мм рт. ст.
Для оценки эффективности применения комплексного лечения у пациентов определялся клинический критерий. Для этого проводилось пальпаторное обследование (от лат. palpatio «ощупывание» - обследование какой-либо части тела с помощью пальцев рук), которое позволяло выявить различные физиологические рефлекторные изменения в тканях. Такими изменениями были гипералгезия (аномально высокая чувствительность организма к болевым стимулам), миогипертонус (повышенное напряжение мышечной ткани), миогелезы (уплотнение мышечного волокна), мышечные атрофии (уменьшение питания и, как следствие, объема мышцы), припухлости, втяжения. Для адекватной оценки рефлекторных изменений в тканях я создала пятибалльную шкалу. Например, если у пациента на первых процедурах ощущалась интенсивная болезненность, напряжение мышц, отечность, то я оценивала это на 5 баллов и наоборот.
Для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности применялись таблицы Шульте. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.
Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах - о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности.
Методы исследования физических качеств
Для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке применялась проба Руфье. Для этого у испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 секунд (P1). Затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 секунд (Р2), а потом - за последние 15 секунд первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле: