Методики исследования
Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Методы исследования физиологических функций
В физиотерапевтических процедурах, как и во многих других медицинских мероприятиях, существует ряд противопоказаний, одним из которых является повышение температуры. Измерение температуры тела пациентов проводилось ежедневно ртутным термометром аксиллярно. Для этого необходимо поместить наконечник термометра в подмышечную (аксиллярную) впадину, чтобы тот имел плотный контакт с кожей. Держать термометр нужно параллельно телу, прижав руки к груди. Время измерения температуры тела для ртутного термометра должно быть не менее 10 минут.
Измерение артериального давления проводилось с помощью полуавтоматического тонометра фирмы «OMRON» модели «M1 Classic» по методу Короткова. Для этого манжетку тонометра накладывают на плечо на уровень сердца (середина груди). Между не надутой манжетой и рукой должен проходить палец. С помощью груши необходимо быстро накачать воздух в манжету, предварительно закрыв клапан (вентиль) груши, чтобы воздух не выходил обратно. Накачивать до уровня на 20-40 мм превышающее предполагаемое систолическое давление. Затем нужно медленно выпускать воздух из манжеты (с помощью клапана). Нормальный уровень АД - 120 / 80 мм рт. ст. Данный тонометр снабжен дополнительной приставкой для измерения частоты пульса. Возрастные изменения пульса особенно заметны у детей. По мере взросления, становления адаптационных механизмов в организме, частота сердечных сокращений уменьшается и к 12-16 годам становится как у взрослых. То есть среднее значение пульса для возраста испытуемых составляет 75 ударов в минуту.
Так как нарушения осанки ведут к изменению топографии органов грудной клетки, к недостаточной подвижности диафрагмы, к уменьшению колебаний внутригрудного давления и к нарушению функции органов дыхания целесообразно проводить измерение дыхательных объемов при нагрузках. Для этого использовала функциональную пробу на задержку дыхания после вдоха (проба Штанге). Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха. Проба используется для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека. Для проведения пробы Штанге необходим секундомер. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время. Время задержки измеряла в секундах. Оценка результатов тестирования проводилось на основании таблицы 2.3.
Таблица 2.3. Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге
Оценка состояния испытуемого |
Мужчины |
Женщины |
Отличное |
50 и более |
40 и более |
Хорошее |
40-49 |
30-39 |
Удовлетворительное |
30-39 |
20-29 |
Неудовлетворительное |
29 и меньше |
19 и меньше |