Лечебная физическая культура при гипотонической болезни на стационарном этапе реабилитации
Задачи, средства, формы и методика занятий лечебной гимнастики на палатном двигательном режиме
При улучшении состояния больного переводят на палатный двигательный режим.
Задачи ЛФК:
>закрепление моторно-висцеральных и висцерально-моторныхсвязей;
> повышение кровяного давления;
· улучшение мышечного и сосудистого тонуса;
· улучшение координации движений;
· дальнейшее улучшение эмоционального тонуса.
Палатный режим характеризуется расширением двигательной активности больного в пределах палаты. Больные, находящиеся на этом режиме занимаются лечебной гимнастикой сидя в постели, на стуле или стоя. Процент упражнений, оказывающих прессорный эффект, составляет 25-40%. Амплитуда движений средняя и полная, темп средний при выполнении упражнений скоростно-силового характера. Статические упражнения используют в конце основного периода занятий с выполнением дыхательных упражнений и на расслабление. Количество повторений 8-10 раз. Продолжительность занятий 20-30 минут. Метод проведения малогрупповой, помещение необходимо хорошо проветривать. На палатном режиме можно разрешить настольные и малоподвижные игры (комплекс 2).
Задачи, средства, формы и методика занятий лечебной гимнастики на свободном двигательном режиме
После адаптации больного к условиям палатного режима их переводят на свободный режим и с этого момента начинается основной период лечения.
Задачи ЛФК:
> общее укрепление организма;
· выработка и совершенствование прессорной направленности регуляции кровообращения;
· тренировка всех систем и органов;
· повышение мышечного тонуса, регулятора артериального давления;
· выработка координации движений, равновесия;
>повышение эмоционального тонуса и работоспособности. Применяются все формы лечебной физической культуры. Расширяется
объем специальных упражнений с использованием гантелей, медицинболов и других снарядов. Увеличивается темп выполнения упражнений, амплитуда возрастает до максимально возможной, количество повторений достигает 10-12 раз. Силовые упражнения выполняют в медленном и среднем темпе, скоростно-силовые - в быстром, на равновесие - в медленном. Специальные упражнения занимают 50-60%, длительность процедуры от 25 до 40 минут.
Наибольший эффект в повышении артериального давления оказывают силовые упражнения для крупных мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, и дозированные статические напряжения. Чаще всего используют исходное положение стоя, реже сидя и лежа. Между упражнениями пауза. Заключительная часть процедуры укорочена, благодаря чему больные заканчивают процедуру лечебной гимнастики с артериальным давлением выше исходного. Музыкальное сопровождение занятий способствует повышению эмоционального и, следовательно, физического тонуса больных (комплекс 3).
Существует так называемая «Школа дыхания», разработанная И.Б. Темкиным, она имеет 3 этапа.
На первом этапе больные осваивают тип дыхания в сочетании с динамическими упражнениями.
На втором этапе больных обучают произвольно изменять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений, умению сочетать дыхательные упражнения с обычными, статическими упражнениями.
На третьем этапе больные овладевают навыками правильного дыхания в условиях повышенной нагрузки бытового и профессионального характера, при ходьбе, во время физических нагрузок. Курс 10-12 занятий под руководством методиста, 30-35 - самостоятельно.