Особенности моторных нарушений у детей с церебральным параличом дошкольного возраста
Как отмечает П.Я. Фищенко [15], в связи с органическим поражением коры головного мозга при ДЦП вибрационное действие подкорки тормозится корой, при этом в месте поражения тормозящее действие снижается и формируется судорожная готовность. Для детских церебральных параличей характерны гиперкинезы - насильственные движения, действующие как антагонисты и являющиеся неугасающими тоническими рефлексами, имеющие место у новорожденных детей. Степень выраженности гиперкинезов варьирует от незначительных своеобразных движений до ярко выраженных вычурных, червеобразных. Гипертензионно-гидроцефальный синдром проявляется при ДЦП в повышении у детей внутричерепного давления.
Согласно М.Б. Цукер [16], у детей с ДЦП кинестетический отдел двигательного анализатора дефектен. Ребенок не может воспринимать по мышечному чувству даже простого движения в заданном направлении. Это означает, что высшая форма мышечно-суставного чувства - кинестезия - нарушена. У детей с ДЦП не формируется следовой образ движений, не создается фиксирующей схемы движения в памяти. При этом для некоторых форм данного заболевания, таких как спастическая диплегия, атонически-астатическая форма, характерно искажение восприятия движений (например, движение пальца по прямой влево воспринимается как движение по дуге, окружности).
Важным фактором, отрицательно влияющим на развитие ребенка с ДЦП является, согласно М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской [17], нарушение моторного аппарата глаз, что мешает формированию правильной зрительно-моторной координации и ведет к задержке и искажению развития ряда высших корковых функций. У детей с ДЦП наблюдаются разные формы косоглазия вследствие нарушения моторного аппарата глаз. Это выражается в нарушении фиксации взора, нарушении плавности прослеживания, сужении полей зрения. В основе этих нарушений лежат паретичность глазных мышц и поражение различных отделов головного мозга.
Заключение
Ведущим дефектом при ДЦП является нарушение двигательной сферы. При этом в структуре двигательного дефекта при ДЦП выделяют наличие параличей и парезов, нарушение мышечного тонуса, повышение сухожильных и надкостничных рефлексов, синкинезии, недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов, несформированность реакций равновесия и координации движений, нарушение кинестезии, гиперкинезы, а также защитные и патологические рефлексы. Специфической особенностью при ДЦП является задержка формирования основных моторных функций. Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов.
Эффективная коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с детским церебральным параличом может осуществляться лишь с учетом степени выраженности моторных и интеллектуальных нарушений при той или иной форме ДЦП. Реабилитационная работа с детьми, страдающими церебральным параличом, отличается сложным многосторонним подходом, опирающимся на медико-педагогические основы, сложную структуру дефекта, индивидуальные особенности ребенка, тяжесть протекания заболевания.