Особенности моторных нарушений у детей с церебральным параличом дошкольного возраста
Согласно М.М. Кольцовой [6], ведущим дефектом при ДЦП является нарушение двигательной сферы, представляющее собой своеобразную аномалию моторного развития, которое оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психического развития ребенка без соответствующего коррекционного воздействия. При ДЦП происходит задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, а также манипулятивной деятельности.
Как указывает Н.И. Архипова [1], специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит, прежде всего, в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка. У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов. Специфической особенностью при ДЦП является задержка формирования основных моторных функций. Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья [2], которые составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП:
· наличие параличей и парезов;
· нарушение мышечного тонуса;
· повышение сухожильных и надкостничных рефлексов;
· синкинезии (содружественные движения);
· недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов;
· несформированность реакций равновесия и координации движений;
· нарушение ощущения движений (кинестезии);
· насильственные движения;
· защитные рефлексы;
· патологические рефлексы;
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети с ДЦП, согласно П.Я. Фищенко [15], делятся на следующие группы:
· дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;
· дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы;
· дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.
Как указывают К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин [14], особенностью моторных нарушений у дошкольников с ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов (позотонических рефлексов. При нормальном развитии данные рефлексы проявляются рудиментарно у детей первых двух месяцев жизни. Обратное развитие данных рефлексов при ДЦП задержано, что значительно затрудняет развитие произвольных двигательных функций. При этом, как отмечает Л.Т. Журба [5], у детей с ДЦП раннего возраста наряду с замедлением становления нормальных возрастных навыков отмечается активизация тонических рефлекторных реакций, которые сосуществуют с патологическим мышечным тонусом (спастичность, ригидность, перемежающиеся спазмы, гипотония), что еще в большей степени усугубляет моторный дефект.