Особенности моторных нарушений у детей с церебральным параличом дошкольного возраста
Как отмечает А.М. Журавлев [4], сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов (позотонических рефлексов) и их влияние определяет специфику двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Среди данных рефлексов выделяют:
· ЛТР - тонический лабиринтный рефлекс;
· СШТР - симметричный шейный тонический рефлекс;
· АШТР - ассиметричный шейный тонический рефлекс.
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребенка в положении на спине отмечается повышение тонуса разгибательных мышц. Голова ребенка запрокинута назад, мышцы шеи и артикуляционной мускулатуры напряжены, руки и ноги вытянуты. Ребенок не может поднять голову, или делает это с большим трудом, не может сесть, согнуть руки и захватить предмет, повернуться со спины на живот. В положении на животе у него преобладает повышение тонуса сгибательных мышц, в связи с чем ребенок не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, чтобы встать на четвереньки, принять вертикальную позу.
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) мышечный тонус меняется в зависимости от положения головы ребенка. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, разгибание усиливает тонус разгибателей рук.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) проявляется в том, что при повороте головы в сторону повышается мышечный тонус в разгибателях той руки и ноги, в направлении которых повернуто лицо (ребенок принимает позу «фехтовальщика»).
Детский церебральный паралич характеризуется расстройством речи, степень выраженности которого зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Наряду с повреждением мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с ДЦП имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование наиболее интенсивно развивающихся в постнатальный период височной, теменно-височной премоторно-лобной, областей коры головного мозга. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата: ЛТР повышает мышечный тонус корня языка, СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка, при этом выраженность данного рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх. АШТР вызывает ассиметричное повышение тонуса речевой мускулатуры, при этом тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка.
Патология двигательной функциональной системы у детей с ДЦП является, как указывают И.С. Перхурова, В.М. Лузинович, Е.Г. Сологубов [11], одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие данного контингента детей. У детей с ДЦП с задержкой или патологическим путем развивается схема положения и схема движений тела. Большую роль в этом играет недоразвитие или патогенез проприорецепторов мышц, суставов, связочного аппарата, обусловливающих поток афферентных импульсов в мозг. Патология афферентной проприоцептивной импульсации обусловливает и патологию кинестезии - мышечно-суставного чувства, на основе которого строится схема тела, схема движений. Проявлением двигательных нарушений являются следующие сопутствующие синдромы: судорожный синдром, гиперкинетический и гипертензионно-гидроцефальный синдром.