Понятие и сущность наркотической зависимости как социально опасной болезни
Одновременно на фоне отказа от единообразной системы воздействия на детей в рамках прежних идеологизированных молодежных организаций выступает недостаточность системы позитивного воспитания детей - в плане личностного саморазвития, формирования волевых механизмов, духовной культуры, навыков конструктивного общения, выработки ценностных ориентиров, утверждения моральных поведенческих норм, навыков ответственного, социально приемлемого, строго нормативного поведения.
Отсюда - слабость или отсутствие у подростков «защитных» механизмов противостояния наркотическим соблазнам, в частности соблазнам участия в наркобизнесе и т.д. На личностном уровне это реализуется в виде утраты необходимого баланса между нормативным влиянием семьи, родителей и авторитетом иных референтных групп - подростковых компаний, полукриминальных и криминальных сообществ, обеспечивающих своим членам высокий материальный уровень и удовлетворение гедонистических потребностей. Происходит смещение «Я-Образа» в сторону криминализации личности.
Специфической возрастной особенностью детско-подросткового контингента является высокая подверженность дистрессу, обусловленная процессами психофизического и полового развития, аутоидентификации, социализации, происходящими на фоне недостаточно сформированных адаптивных механизмов. Она особенно значима в пубертатный и постпубертатный периоды, которым свойственны поведенческие реакции эмансипации, протеста, оппозиции, ухода и активное поисковое поведение со склонностью к «экспериментам». И в этих случаях важную роль играет влияние микрогруппы, конкурирующее с родительским авторитетом.
Таким образом, социальные изменения в обществе и общественном сознании являются благодатной почвой для наркотизации молодежи.