Подготовка педагогического эксперимента
Рис. 11. Частота применения «мозгового штурма» среди преподавателей в учебном процессе.
II этап.
На втором этапе исследования проводилось анкетирование студентов 4 курса, отделения «Сестринское дело». Цель исследования заключалась в выяснении предпочтения студентов относительно форм и методов обучения на занятиях «Сестринское дело в гериатрии». В анкетировании приняло участие 59 человек, из них 5 мужчин и 54 женщины. Средний возраст респондентов составляет 24 года. На вопрос считают ли они необходимым изучение гериатрии - 100% опрошенных ответили да.
При анализе вопроса в чем, по их мнению, заключаются особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста в 40% работ встречаются «возрастные особенности лиц пожилого и старческого возраста». Второй по популярности ответ «осуществление качественного сестринского ухода» - 32%. «Особенности течения заболеваний, психическое состояние лиц пожилого и старческого возраста» отмечают 20% респондентов. «Уделять больше внимания пожилым людям» - встречается в 18% анкет. «Индивидуальный подход к пожилому человеку» отметили 16% респондентов. Терпеливость по отношению к пожилым пациентам отмечают в своих работах 14% респондентов. Умение выслушать - 6%. Понимание, уважение, сострадание, сопереживание - 8%. Обеспечение досуга и тактичность отмечают 4% опрошенных. Дефицит самообслуживания и общение с пожилыми людьми встречается в 2% работ (рис. 12). Количество респондентов, ответивших на этот вопрос - 50 человек, затруднились ответить - 9 человек (18%).
Рис. 12. Особенности сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста.
На вопрос анкеты, «Какие формы или методы, используемые на занятии, Вам нравятся больше», ответили все респонденты. По популярности ответы расположились в следующей последовательности:
тестирование - 71%;
дискуссия - 64%;
работа малыми группами - 47,5%;
решение ситуационных задач - 41%;
отработка алгоритмов манипуляций - 36%;
конкурсы, деловая игра - 27%;
конференция - 17%;
рефераты - 5%.
На вопрос, «Какие знания хотели бы получить на занятиях по «Сестринскому делу в гериатрии» - 24% респондентов затруднились ответить. 31% опрашиваемых ответили, что знания, которые получают на занятиях, удовлетворяют их требованиям, 29% считают, что необходимо уделить больше внимания на особенности течения и лечения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста. О профессиональном качественном уходе говорят 27% респондентов, 18% считают о необходимости возрастных особенностей. «Больше дополнительного материала» определили 7% опрошенных. Профилактику заболеваний и особенности общения с пожилыми людьми отметили 4% респондентов. 2% респондентов хотели бы получить больше знаний в практических навыках, научиться терпению по отношению к лицам пожилого и старческого возраста. 2% опрошенных посчитали, что необходимо увеличить количество иллюстраций на занятиях (рис.13).
Рис. 13. Мнения студентов о знаниях, которые хотели бы получить на занятиях.
Мнения респондентов о роли преподавателя на занятии, расположились в следующей последовательности:
организатор - 58%;
наставник - 53%;
инструктор - 34%;
куратор - 31%;
воспитатель - 27%;
тренер - 8%.