Подготовка педагогического эксперимента
Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса по подготовке медицинских кадров среднего звена невозможно без роста педагогического и методического мастерства самих преподавателей, без активизации форм и методов обучения.
Общеизвестно, что применение активных методов обучения на занятиях - главное требование современной педагогики. Сложились определенные подходы к выбору активных методов обучения в зависимости от дидактических целей и особенностей содержания учебной дисциплины.
Педагогический эксперимент складывался из 3 этапов.
этап - анкетирование среди преподавателей с целью выяснения какие активные методы и формы обучения они используют в своей работе.
этап - анкетирование среди студентов 4 курса, отделения «Сестринское дело» с целью выяснения предпочтения студентов относительно форм и методов обучения на занятиях «Сестринское дело в гериатрии».
этап - экспериментальный, который включал использование нетрадиционных методов проведения занятий на дисциплине «Сестринское дело в гериатрии».
I этап.
Перед началом проведения педагогического эксперимента среди преподавателей Мурманского медицинского колледжа было проведено анкетирование. Опрошено 16 преподавателей, среди них женского пола - 14 человек и 2 мужского. С высшей категорией 10 человек, 1 категория - 5 человек, 2 категория - 1 человек. Педагогический стаж в среднем составляет - 15 лет.
Преподают блок гуманитарных дисциплин - 6 преподавателей, 10 преподавателей клинические дисциплины.
Анкетирование проводилось анонимно, с целью выяснить, какие активные методы и формы обучения используются преподавателями колледжа, а какие не находят применения в учебном процессе. Результаты анкетирования выглядят следующим образом:
Преподаватели среди активных форм обучения наиболее часто используют в своей работе дискуссию - 81,3% (13 преподавателей), деловую игру - 50% (8 преподавателей), творческую мастерскую - 25% (4 преподавателя), конкурсы - 12,5% (2 преподавателя) и конференции - 6,2% (1 преподаватель) (см. рис. 1).
Рис. 1. Частота использования активных форм обучения.
Анализ активных метод обучения выглядит следующим образом. Работа «малыми группами» занимает первое место по применению в учебном процессе, что составляет 93,7% (см. рис. 2). Метод работы «малыми группами» - это использование методических приемов, направленных на повышение внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи или поставленной цели.
Рис. 2. Частота использования активного метода обучения «работа малыми группами».
Одним из важных этапов процесса обучения является контроль знаний студентов. Основной целью проверки и оценки знания является определение качества усвоения студентами учебного материала и повышения их ответственности в учебной работе. В процессе контроля студенты осмысливают, систематизируют, обобщают приобретенные знания, развивают память, приобретают навыки самостоятельной работы. Следовательно, контроль знаний повышает самостоятельность и активность студентов в обучении. Цели контроля определяют выбор методов, причем каждый метод контроля имеет свою область применения и ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. По результатам анкетирования тестирование регулярно применяют 87,5% преподавателей и 12,5% используют тестирование в своей работе редко (см. рис. 3).
Рис. 3. Частота использования метода «тестирование» в процессе контроля знаний студентов.
Важным принципом современного обучения, как известно, является научность. Научность преподавания подкрепляется определенными методами обучения, главными из которых являются - использование стандартов сестринской деятельности, алгоритмов манипуляций, нормативной и медицинской документации, использование методических пособий. Как показывает анализ анкет, преподаватели используют в учебном процессе стандарты сестринской деятельности - 56,3%; алгоритмы манипуляций - 68,8%; нормативную и медицинскую документацию - 75%, методические пособия - 68,8% (см. рис. 4).
Рис. 4. Использование научности, как принципа современного обучения
Важным средством организации самостоятельной работы студентов являются рефераты. Рефераты как вид самостоятельной работы создает у студентов потребность в расширении своих знаний, усиливает интерес к изучаемому материалу и предмету, развивает навыки работы с научной литературой и формирует культуру письменной речи. Рефераты часто используют в учебном процессе - 62,5%, не применяют в работе - 6,2% (см. рис. 5).