Подготовка педагогического эксперимента
Рис. 5. Частота использования рефератов в работе со студентами.
Среди современных и перспективных методов обучения, обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов занимает использование учебных модулей. Данный метод обучения во многом способствует развитию собственного мышления студентов, творческому поиску и более глубокому усвоению ими учебного материала. Кроме того, модульное обучение позволяет повысить эффективность обучения за счет большого объема самостоятельной работы студентов, различных форм самоконтроля знаний и практической направленности заданий. 31% преподавателей колледжа регулярно применяют данный метод обучения (см. рис. 6).
Рис. 6. Частота использования модульного обучения.
Активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающих и обеспечить их подготовку не только к деятельности исполнителя, но и самостоятельной постановке проблем, а также к деятельности исполнителя, но и самостоятельной постановке проблем, а также к самообразованию способствует метод проектов. По данным анкетирования регулярно применяют метод проектов 12,5% и не находят применения в своей работе 50% преподавателей (см. рис. 7).
Рис. 7. Частота использования метода проектов в работе со студентами.
Говоря об использовании активных методов обучения, нужно отметить особую роль технических средств обучения (ТСО). Использование ТСО в учебно-воспитательном процессе сегодня становится настоятельной необходимостью, так как это способствует решению ряда учебных и воспитательных задач. К числу главных из них относятся: повышение эффективности обучения; развитие самостоятельного мышления; повышение интереса к процессу обучения. По данным анкетирования ТСО используют 37,5%, редко применяют 56,3% преподавателей (см. рис. 8).
Рис. 8. Частота использования ТСО в учебно-воспитательном процессе.
Одним из важнейших методов учебного процесса является научно-исследовательская работа по предмету. Применение метода обучения через научно-исследовательскую работу способствует повышению творческой активности обучаемых, позволяет охватить проблему во всем комплексе междисциплинарных связей, кроме того, обучаясь по данному методу, студенты получают не только теоретические знания, но и практику исследовательской работы. Анализ анкет показывает, данный метод не занимает ведущее место и в процентном соотношении регулярно применяют 18,7% (см. рис. 9).
Рис. 9. Частота применения научно-исследовательской работы.
«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А Амонашвили, 2001). Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Игровые формы (ролевая игра) отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, 2006). При использовании ролевых игр инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Данный метод обучения используют в своей работе регулярно 62,4% преподавателей, а не находят применения и используют в своей работе редко по 18,8% (см. рис. 10).
Рис. 10. Частота использования ролевых игр в работе со студентами.
Метод и термин «мозговой штурм» предложен американским ученым А.Ф. Осборном. Данный метод базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели данного метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.) (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина,2006). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если преподавателю, конечно, интересно развивать творческие способности учащихся. Мнения преподавателей по данному методу разделились - 37,5% преподавателей применяют регулярно в своей работе и столько же не используют «мозговой штурм» в своей работе. 25% преподавателей редко используют «мозговой штурм» в процессе обучения (см. рис. 11).