Рекомендации по совершенствованию организации работы медсестры выездной службы Хоспис
Круг обязанностей медицинской сестры “хосписа” широк и многообразен:
проведение хирургических манипуляций (обработка стом, пролежней, трофических язв);
забор материала на анализы;
внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции;
помощь в прохождении МСЭК для получения или усиления группы инвалидности;
выписка и доставка лекарственных препаратов;
проведение санитарно-гигиенических мероприятий;
кормление ослабленных больных;
обеспечение средствами передвижения;
организация транспорта и сопровождение больных в медицинские учреждения для госпитализации.
Возможные образцы медицинской документации, которые необходимо заполнять медсестре в хосписе, можно рассмотреть в приложениях 7, 8.
Отметим, что нехватка лекарств заставляет лечить собой, что предполагает удвоенный уход за пациентами, включающей огромную личностную самоотдачу. Врачи и медсестры знают, что это означает и сколько сил на это тратится. Таким образом, кропотливая работа выездной службы “хосписа” требует помимо профессиональных навыков душевного бесконечного тепла, предельной искренности и сопереживания. Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. Врачи и медсестры в “хосписах” устанавливают значительно больше целей, чем их коллеги в больницах. Для пациентов, близких к смерти, надежда концентрируется больше на «бытии», чем на “деятельности”, и на отношениях с окружающими и с Богом. Когда остается совсем мало надежды, вполне реально надеяться на не одинокую смерть, спокойную смерть. Медсестра часто должна прикасаться к руке умирающего человека. Психологи установили, что человеческое прикосновение - это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела.
Опыт практической работы зарубежных и отечественных “хосписов” позволил разработать ряд правил, положений, нравственных предписаний, впервые обобщённых и сформулированных в виде заповедей А.В. Гнездиловым, В.В, Миллионщиковой, которые, по нашему мнению, и составляют особенности организации работы среднего медицинского персонала выездной службы (см. приложение 9).
При организации работы необходимо учитывать всех участников хосписной помощи (схема 1). Каждый из этой цепочки искренне желает участвовать в процессе помощи и ухода за больным, но самая большая нагрузка приходится на родных и близких. Участие в этой команде позволяет родственникам иметь возможность помогать больному, получать информацию о состоянии больного, быть уверенным, что близкому человеку комфортно, иметь возможность успокоить его, быть уверенным в поддержке медперсонала, быть информированным о приближении кончины и быть рядом с близким человеком в момент ухода из жизни.
Концепция и заповеди “хосписа” позволяют понять суть “хосписа”, как нового учреждения медико-социальной помощи, они являются определяющими в решении вопросов профессионального отбора медицинских работников и волонтеров для работы в “хосписе”.
Мы полагаем, что предлагаемые положения работы “хосписа” позволят мобилизовать духовный потенциал персонала, совершенствовать профессиональное мастерство, учить добру и великодушию, отзывчивости, готовности к бескорыстной помощи.
Рис. 11. Участники хосписной помощи (Новиков Г.А. Основы паллиативной помощи онкологическим больным с хронической болью)
Подводя итоги разобранным вопросам данной главы можно сделать вывод, что работа выездной службы “хосписа” должна носить многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее медицинское образование медицинской сестры, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инкурабельным больным и их родственникам доверительно относиться к этой категории медицинских работников.