Организация статистической работы медицинского учреждения
Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития, как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях.
План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:
· определение объекта наблюдения;
· определение срока проведения работы на всех этапах;
· указание вида статистического наблюдения и метода;
· определение места, где будут проводиться наблюдения;
· выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.
Организация статистического исследования делится на несколько стадий:
· 1) стадию наблюдения;
· 2) статистическую группировку и сводку;
· 3) счетную обработку;
· 4) научный анализ;
· 5) литературное и графическое оформление данных исследования.
Организация статистического учета и отчетности
Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий - врач-статистик.
В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимости от формы ЛПУ:
) отделение статистики в поликлинике - отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;
) отделение статистики стационара - отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;
) медицинский архив - отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.
На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области.
Кабинеты учета и статистики в ЛПУ проводят работу по организации системы первичного учета, отвечают за текущую регистрацию деятельности, правильное ведение учетной документации и обеспечение руководства учреждения необходимой оперативной и итоговой статистической информацией. Они составляют отчеты и работают с первичной документацией.
В отделении медицинской статистики стационара осуществляется работа по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по результатам работы клинической больницы. Основными первичными учетными формами являются медицинская карта стационарного больного (ф.003/у), карта выбывшего из стационара (ф.066/у), листок учета движения больных и коечного фонда стационара (ф.007/у). Первичные учетные формы отделение получает из приемного отделения и клинических отделений. Ежедневно проводится обработка получаемых форм по нескольким видам.
. Движение больных в отделениях и по стационару в целом:
) проверка достоверности данных, указанных в форме 007/у;
) корректировка данных в сводной таблице движения больных (форма 16/у);
) пофамильный учет движения больных в многопрофильных отделениях, отделениях реанимации и кардиореанимации;
) внесение данных по движению больных за сутки в сводную таблицу с использованием программного обеспечения статистики;
) передача сводки в городское бюро госпитализации.
. Внесение данных в журнал по онкологическим больным с выдачей соответствующих учетных форм (027-1/у, 027-2/у).