Умеренная степень умственной отсталости (легкая имбецильность)
В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Помимо уроков труда приходится закреплять навыки чтения и счета, связанные с трудовыми процессами. Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при постоянных указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им недоступна.
Эмоционально-волевые расстройства
. Независимое проживание невозможно. Тем не менее, такие люди могут быть мобильными, физически активными и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, т.е. способны устанавливать контакты, общаться, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованными воспитателями.
Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых: отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности в сочетании с инертностью и тугоподвижностью.
Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Нарушения эмоционально-волевой сферы включают отсутствие эмоционального многообразия, недифференцированность чувств, а также их косность и тугоподвижность. Их самооценка отличается своеобразием: себя ставят на первое место, товарища - на второе, воспитателя - на третье. Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса их самооценку нередко удается изменить. Они начинают отдавать должное своим учителям.
Побуждения, если даже и возникают по мере созревания личности, слабы и быстро истощаются.
Характерна асинхрония
развития разных сфер психики: у одних выше уровень зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. У других значительная неуклюжесть сочетается с некоторыми успехами в социальном взаимодействии и элементарном разговоре. Уровни развития речи варьируют: одни больные могут принимать участие в простых беседах, другие - обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые больные никогда не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. Такая асихрония развития разных сфер психики умеренно умственно отсталых детей, по-видимому, этиологически связана с последствиями перенесенных органических поражений головного мозга.
У малой части детей отсутствует потребность в общении. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину: одни добродушны и приветливы; другие дисфоричны, злобны, агрессивны; третьи - упрямы, ленивы; четвертые - вялы, аспонтанны, бездеятельны.
У многих отмечаются повышение и извращение влечений, в том числе и растормаживание сексуальности. Они склонны к импульсивным поступкам. Часто возникают эпилептиформные припадки. У умеренно умственно отсталых детей выявляются неврологические симптомы (парезы, параличи), а также признаки телесных пороков развития: недоразвитие конечностей, пальцев, нарушения формирования головы, недоразвитие внутренних органов, гипогенитализм, дефекты лица, глаз, ушей. Возможны соматические проявления присоединившихся заболеваний (бронхиальная астма, язва желудка).
Большинство лиц с умеренной умственной отсталостью способны обходиться без посторонней помощи. Основные психические нарушения иногда осложняются другой нервно-психической патологией - неврозами, психозами. Однако ограниченность развития их речи затрудняет ее выявление.