Умеренная степень умственной отсталости (легкая имбецильность)
Это - средняя степень психического недоразвития, составляет 10% от всего числа умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так и последствия перенесенных органических поражений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и неспособностью образовывать отвлеченные понятия. IQ находится в пределах 35-49 или 54.
Статические и локомоторные функции
. Развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедлены, неуклюжи, что мешает формированию сложного механизма бега и прыжков (кинетическая апраксия). Умственно отсталые с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы (апраксия позы). При этом нередко появляются патологические синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты мотор-го недоразвития могут препятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывания ленточек (апраксия одевания). Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.
Расстройства внимания. У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.
Нарушения процессов ощущения и восприятия
. Сенсорная сфера очень нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. Нет активности восприятия, не умеют выделять особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате они самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.
Расстройства мышления
. У умеренно умственно отсталых запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперирировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне.
Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых, конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Такие больные не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое; у них не развит самоконтроль.