Задачи модернизации российского здравоохранения
Таким образом, сегодня становится очевидной острая необходимость возрождения на новом научном уровне организации кадровой работы по всем основным компонентам, обеспечивающим высокую эффективность труда, получение качественных результатов, рациональное использование потенциальных возможностей работников на основе непрерывного социального и профессионального развития коллективов.
С учетом вышеназванной стратегической цели предусматривается решить следующие тактические задачи:
• повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
• обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
• улучшение состояния здоровья детей и матерей;
• обеспечение доступности качественных и безопасных лекарственных средств;
• предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
Решение этих задач отразится на уровне удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
Государством предпринимаются определенные шаги в решении кадрового вопроса в здравоохранении. Проводится повышение заработной платы, обновление оснащения учреждений здравоохранения, обучение работников первичного звена, разработка в рамках пилотного проекта механизмов экономического стимулирования труда, порядка финансирования учреждений, способствующего повышению их управленческой самостоятельности. Все это приводит к позитивным переменам в отрасли, однако масштаб предпринимаемых сверху действий остается несоразмерен огромным задачам, стоящим перед здравоохранением в период экономической стабилизации в стране и перехода ее на рельсы устойчивого развития экономики и социальной сферы.
Принципиальные изменения в России за последние годы происходят в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов, внедряется принцип "обучение через всю жизнь" в отличие от старой концепции "обучение на всю жизнь". Это связано с политикой встраивания российского образования в международную систему, основанную на принципах Болонской декларации. Однако этому процессу препятствуют в России отсутствие нормативно-правовой базы, рост числа новых специальностей, необходимость адаптации международной системы к российским условиям и т. д.
Необходимо:
. Рекомендовать к широкому применению систему управления интеллектуальным и нравственным потенциалом персонала учреждений здравоохранения.
. Ускорить создание и внедрение федерального регистра врачебных кадров.
. Возродить систему подготовки руководящих кадров в здравоохранении через формирование кадрового резерва.
. Создать информационный ресурс, который позволит обмениваться опытом по вопросам социальной поддержки работников здравоохранения, оплаты труда и т. д.
. Разработать единые учебные программы последипломной подготовки государственных гражданских служащих с медицинским образованием, предусмотрев тематические разделы по медицинским специальностям и государственной гражданской службе.
. Подготовить предложения по обучению специалистов по учебным программам профессиональной переподготовки при смене медицинской специальности, предусмотрев такие формы обучения, как очно-заочная, стажировка, накопительная система набора учебных часов по соответствующим курсам, дистанционные формы обучения и др.
. Поддержать ходатайство Роспотребнадзора в Управление образования Минздравсоцразвития России об установлении соответствия наименования должностей государственных гражданских служащих и классных чинов номенклатуре медицинских специальностей, установленных в сфере здравоохранения.