Задачи модернизации российского здравоохранения
Уровень обеспечения врачебными кадрами в целом по России в последние годы возрастал, но по субъектам РФ наблюдается более чем двукратная диспропорция. Отмечена несбалансированность подготовки кадров: рост численности врачей-специалистов узкого профиля и уменьшение - врачей терапевтического, педиатрического, хирургического профилей, санитарных врачей, врачей скорой медицинской помощи.
Численность специалистов со средним медицинским образованием уменьшилась как в городах, так и в сельской местности, врачей - преимущественно в сельской местности, общая тенденция к сокращению численности врачебного и среднего медицинского персонала наблюдается в более чем в половине субъектов РФ.
Проблемой остается и возраст медицинских работников. По оценке органов управления субъектов РФ, доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии, составляет от 10 до 30%, до 20% специалистов - работники предпенсионного возраста.
Среди мер, предпринимаемых Минздравсоцразвития России для решения кадровых проблем, И.Л. Андреева отметила создание федерального регистра медицинских работников. В 2009 г. регистр прошел апробацию в Ивановской области, в настоящее время внедряется и в других субъектах РФ. В регистр включены не только медицинские работники учреждений государственной и частной сфер здравоохранения, но и студенты, обучающиеся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Минздравсоцразвития России внесены соответствующие дополнения и изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закрепляющие обязательность и доступность федерального регистра и обеспечивающие новому информационному ресурсу соответствие нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Создание кадрового регистра позволит обеспечить мониторинг кадровых ресурсов в здравоохранении благодаря регулярной аналитической оценке динамики кадров, разработать методы кадровой политики, направленные на оптимизацию численности специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
Следующей мерой, предпринятой Минздравсоцразвития России с целью решения проблемы кадров, стало создание образовательных стандартов в сфере здравоохранения. Разработаны государственные федеральные стандарты среднего профессионального образования - они вводятся в действие в федеральных учреждениях среднего профессионального образования в 2010 г.; в стадии разработки находятся стандарты высшего профессионального образования, их внедрение планируется в 2011 г. Особенностью этих стандартов является право выпускника на самостоятельную профессиональную деятельность в первичном звене здравоохранения на определенных должностях сразу по окончании учебного заведения. Данная мера направлена на реализацию, в первую очередь, программы целевой контрактной подготовки, изменение квалификационной структуры первичного звена здравоохранения.
Также в настоящее время Минздравсоцразвития России рассматривается необходимость изменения функций врача и среднего медработника в целях рационального перераспределения функциональных обязанностей этих специалистов.
"Важно улучшить качество подготовки преподавателей, чтобы они могли на всех этапах обеспечить подготовку специалистов с использованием современных форм и методов обучения, электронных информационных образовательных систем, в т. ч. дистанционных, для реализации на практике современных подходов в системе здравоохранения, перехода на порядки и стандарты оказания медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения", - сказала в заключение И.Л. Андреева.