Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента
. При анализе I этапа педагогического эксперимента, данные свидетельствуют о том, что преподаватели колледжа используют разнообразные методы обучения в организации учебного процесса. Некоторые методы находят наибольшее понимание и использование в работе, а часть методов не нашли своего применения.
. Анализируя, полученные на II этапе данные анкетирования, выяснилось, что студенты 4 курса положительно относятся к занятиям, проведенным как по традиционной, так и не по традиционной методикам. 31% студентов удовлетворены теми знаниями, которые они получают на занятиях по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии». В особенностях сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста студенты выделяют уход, внимание и знание особенностей течения и лечения заболеваний. Поэтому при подготовке медицинских сестер уделяется большое внимание изучению проблем лиц пожилого и старческого возраста. Очень важно, чтобы будущие медицинские работники понимали людей старшего поколения, так как эффективное оказание помощи возможно только на основе эмпатии.
. Результаты, полученные на 3 этапе педагогического эксперимента показывают, что средний балл в опытной группе незначительно выше, чем в контрольной, что не является весомым аргументом, определяющим эффективность нетрадиционных методов в обучении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. Требования к медицинской сестре в современном обществе возросли. Ее роль не ограничена рамками выполнения назначений врача. Медицинская сестра должна в совершенстве владеть не только техникой выполнения манипуляций, но и искусством общения с пожилыми пациентами, их родственниками, стремиться к постоянному самосовершенствованию, повышать свой образовательный уровень, проводить исследования с целью улучшения качества обслуживания пациентов.
. На сегодняшний день, построения занятия со студентами рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, а также выбора методов и форм обучения, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Преподаватель сегодня свободен в выборе структуры занятия и методах обучения, главное чтобы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Важность этого нововведения можно понять, только сопоставляя прежние жесткие требования обязательного соблюдения формальных ступеней занятия с нынешними идеями свободного конструирования.
Однако отношение теоретиков и практиков к «бесструктурному» построению занятия неоднозначное: раскрепощение преподавателя, безусловно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие в условиях произвольного, необоснованного сочетания этапов занятия, - крупный недостаток. Важным современным положением является и то, что целесообразность тех или иных типов и структур занятия предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных занятий.
. Анализируя основные принципы обучения, которые являются исходным началом в обучении и распространяются на весь процесс обучения. Они могут быть, как связаны между собой, так и протекать взаимно. Обучение включает в себя не только необходимость дать студентам научные знания, умения, навыки, но и развить в них познавательные способности и творческие силы. Рациональное использование этих принципов в учебном процессе приведет обучение к успеху.
. Традиционные занятия, как это ни парадоксально, могут привести к торможению интеллектуального развития студентов. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный путь его достижения на основе алгоритма, студенты практически не имеют возможности действовать самостоятельно, а также эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. И решение одних лишь типовых задач обедняет личность студента, поскольку высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателем не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Тогда как нетрадиционный метод и формы обучения ориентированы на учет индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет улучшить процесс обучения. Необычные по замыслу, организации, методике проведения занятия больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нетрадиционные занятия в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой затраты времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Также необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у студентов интереса к дисциплине.