Основные принципы педагогики
Принцип наглядности. Непременным компонентом познавательной деятельности студентов в обучении является восприятие. Наглядность повышает качество усвоения студентами знаний.
Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Наглядность способствует не только лучшему усвоению студентами теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность повышает интерес студентов к знаниям и делает процесс усвоения более легким. Занятия, на которых применяют таблицы, схемы, снимки, проходят при повышенном интересе и внимании студентов.
Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Рисунки, схемы запоминаются легче и надолго удерживаются в памяти.
Трудно переоценить роль наглядности в функции развивающего обучения: она развивает наблюдательность, мышление, воображение, стимулирует активность, способствует развитию интереса к обучению.
Основные виды наглядности:
предметы;
схемы, чертежи, таблицы, карты, графики, диаграммы;
живое и образное описание событий (эмоциональные впечатления);
ТСО.
Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, уровня познавательной деятельности студентов избирается тот или иной вид наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному обучению.
Принцип научности. Принцип научности в обучении приобретает особое значение сейчас, когда значительно расширяется область применения научных знаний в сферах профессиональной деятельности.
Реализация принципа научности направлена на то, чтобы приобщать студентов к методам науки, учит их исследовательскому подходу, самостоятельному добыванию знаний. Педагогический опыт доказывает, что работа в этом направлении дает значительный эффект обучения.
Принцип системности и последовательности. Научность обучения невозможна без систематичности. К.Д. Ушинский писал, что в обучении нужна система, выходящая из самой сущности предметов. Если нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе, то в такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
Принцип систематического и последовательного обучения проводится во всей системе учебной работы. Учебные программы строятся на основе системы науки и включают в себя определенный круг знаний, умений, навыков по каждому предмету.
Важным требованием успешного обучения является систематическое изложение материала. Излагать знания систематически - это значит увязывать новые с пройденным, изучать по частям, выделять главное, приобщать студентов к анализу, систематизации полученных знаний.
Принцип сознательности и активности студентов. Этот принцип является ведущим, он придает главное направление познавательной деятельности студентов и руководству ею.
Рекомендация этого принципа в учебном процессе и подводит обучение к успеху, так как это позволяет осуществлять главные функции обучения.
Принцип сознательного усвоения знаний, прежде всего, требует, чтобы изученный материал был хорошо понят и осмыслен. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студенты активно воспринимали изучаемый материал, анализировали его и обобщали.
Этот принцип определяет учебный процесс в рамках любого современного подхода к обучению:
1. Проблемное обучение построено на приобщении студентов к активному процессу получения знаний.
2. Программированное обучение стремится к активному оперированию студентами такими умственными операциями, как сравнение, классификация, анализ.
. Дифференцированное обучение в перспективе имеет постепенное передвижение слабых и средних студентов на уровни более высокого, сознательного усвоения знаний.
. Обучение при помощи задач вырабатывает сознательный подход студентов к овладению знаний.
Сознательное усвоение предметного курса предлагает умение студентов свободно владеть понятиями, мобилизовать их.