Основные принципы педагогики
Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из уставленных закономерностей.
В современной дидактике можно встретить различные принципы обучения, которые раскрывают основные, исходные начала в обучении, определяющие направленность учебного процесса и деятельность преподавателя в нем.
В отличие от категории принципов в дидактике существует еще понятие правила обучения. Правило вытекает из принципа, конкретизирует его, подчиняется принципу, определяет характер отдельных приемов деятельности преподавателя и учащихся, которые ведут к реализации принципов.
Например, принцип доступности обучения предполагает такие правила обучения, как следовать в обучении от простого к сложному, принцип систематического обучения включает такие правила, как связь с вновь изучаемых знаний с раннее изученными. Принципы обучения распространяются на весь процесс обучения, правило же обучения лишь на отдельные стороны этого процесса. Принципы обучения не только связаны между собой, но и взаимно протекают.
Принципы обучения:
принципы научности обучения;
принцип доступности;
принцип системности и последовательности обучения;
принцип развивающего обучения;
принцип наглядности в обучении;
принцип прочности в обучении;
принцип сознательности и активности учащихся.
Принцип развивающего обучения. Обучение включает в себя не только вооружение учащихся научными знаниями, умениями и навыками, но и развитие познавательных способностей и творческих сил.
Овладение знаниями и развитие учащихся понятие близкие, но не тождественные. Знания являются материальной основой развития, а развитие - одним из условий успешного овладения знаниями.
Развитие является понятием целостным, в то же время многосторонним. Можно говорить о физическом развитии, умственном и т.д. В рассматриваемом контексте имеется ввиду развитие познавательных способностей и творческих сил студентов.
Подготовка активных и всесторонне развитых людей не может ограничиться усвоением научных знаний. В процессе обучения необходимо развивать у студентов познавательные способности и готовить их к разнообразной творческой деятельности.
Идея развития студентов закладывается уже в учебных программах, в которых предусматривается привлечение студентов к разнообразным формам самостоятельной деятельности в обучении.
Формы и методы обучения строятся таким образом, чтобы студенты обучались анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять главное, делать сравнения, пользоваться имеющимися знаниями в познавательной и практической деятельности, чтобы у них возникла наблюдательность, стремление к познанию нового.
Преподаватель является не только воспитателем, но и руководителем познавательной деятельности студентов, в процессе которой развиваются их творческие силы.
Принцип прочности в обучении. Принцип прочного усвоения знаний осуществляется во всей системе учебного процесса, начиная с сообщения знаний преподавателем и кончая проверкой знаний студентов.
Для прочного усвоения знаний, умений и навыков необходима целевая установка, первоначальное правильное образование навыков и последовательно проводимая система их закрепления. Правильно поставленное повторение способствует повышению активности и сознательности усвоения знаний студентов. Самостоятельное объяснение и воспроизведение знаний студентами требует не только припоминая, но и размышления, не только повторения, но и углубления в изучаемый круг вопросов. Однако надо иметь в виду, что это достигается лишь тогда, когда в повторении включается элемент новизны, когда творческая активность студентов не снижается.
Реализации прочности содействует применение знаний и умений в новых условиях, в практических действиях. Самое лучшее закрепление учебного материала - это его многократное и вариативное использование на практике, когда происходит планомерное, организованное повторение выполняемых действий.