Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода
По мнению Всемирной организации здравоохранения (1992), необходимо длительное время, чтобы подготовить высококвалифицированный персонал для помощи пожилым, в том числе и работников сферы социального обеспечения. ВОЗ рекомендует включать определенный объем знаний по геронтологии в основные программы подготовки всех специалистов в области здравоохранения и социальной помощи, развивая творческие подходы к обучению. Подчеркивается, что цель практического курса обучения сводится к осознанию учащимися функций и требований разных членов команды здравоохранения (врачей, медсестер, социальных работников).
По мнению Шаповаленко И.В. (1997), основой успешного развития любой сферы общества и государства является эффективно функционирующая система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. При организации учебного процесса могут быть полезными различного рода практические и справочные пособия, истории болезни и др.
Медицинская сестра, работающая на дому, на участке - это основная фигура, организующая и координирующая многообразный процесс медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. От нее требуется не только хорошие знания основ физического, психического старения человеческого организма, как нормального, так и патологического, но и знание, и понимание социальных нужд и потребностей человека, в единстве с окружающей средой.
Профессионализм медицинской сестры должен сочетаться с особыми душевными качествами, такими как милосердие, сострадание. Медицинская сестра должна в совершенстве владеть искусством общения с пожилыми пациентами, его родственниками, при этом быть гибкой и коммуникативной. Медицинская сестра должна уметь организовать медицинскую и социальную помощь для своих пациентов, используя для этого все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Для медицинской сестры характерно стремление постоянно совершенствовать свои знания и навыки, повышать свой образовательный уровень. В современном сестринском деле четко прослеживается роль медицинской сестры - педагога, следовательно, она должна обучать пациентов и персонал. С целью улучшения качества обслуживания пациентов, медицинская сестра должна проводить исследования в области геронтологии.
В связи с этим оправдано появление дисциплины «Сестринское дело в гериатрии» в учебном плане Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело». Программа «Сестринское дело в гериатрии» ставит своей задачей подготовку медицинской сестры, знающей возрастные анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, принципы организации медико-социальной помощи, структуру заболеваемости и особенности течения заболеваний, методы исследования и лечения гериатрических пациентов.
Исходя из того, что на третьем году обучения студенты владеют достаточным объемом профессиональных умений. Практические занятия по темам предмета включают все этапы процесса сестринского ухода, обращая внимание на сестринские вмешательства, направленные на улучшение качества жизни людей пожилого и старческого возраста.
После изучения дисциплины студент должен уметь осуществлять процесс сестринского ухода при заболеваниях и травмах пожилых пациентов, участвовать в проведении профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях.
После изучения данной дисциплины выпускники должны знать процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновение болезней в старости, особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте, особенности геродиетики и фармакотерапии, а также обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.
Календарно-тематический план включает:
18 часов лекций;
30 часов семинарско-практических занятий;
20 часов самостоятельной работы.