Особенности психологической помощи медсестры в хосписной и паллиативной помощи при болевых ощущения у пациентов
Вспомним о важности соблюдения прав и свобод граждан государства, в котором живем и о праве каждого (онкологического) больного на свободу от боли. Доступность адекватного обезболивания часто рассматривают в комплексе с проблемой развития системы паллиативной помощи, так как зачастую сильная боль характерна именно для смертельно больных. Паллиативная помощь подтверждает ценность жизни, но относится к смерти как к естественному событию, не стремясь ни к ускорению, ни к отсрочке ее наступления. Она включает психологическую, моральную и социальную поддержку, помогает больному сохранять в максимально возможной степени жизненную активность до последнего дня, способствует улучшению качества жизни и может оказать позитивное влияние на течение заболевания. А кто, как не медицинская сестра, постоянно находящаяся рядом с пациентом, способна обеспечить эти виды поддержек.
Психологическая работа медицинской сестры выездной службы “хосписа” должна начинаться со среды, окружающей пациента. Те стереотипы поведения, что сложились у персонала, не всегда удачны в случаях запущенного процесса. Сформулируем первое правило. Медицинская сестра выездной службы “хосписа” должна индивидуально подходить к каждому больному с учетом его представлений о болезни, опасений, установок. И оно требует не готовых рецептов, как себя вести, но выслушивания и понимания пациента. Практическим опытом доказано, что больной часто и не ждет излечения, но нуждается в понимании, сочувствии и поддержке. Формулируем второе правило - это терапия присутствием. Нередко мы размышляем, что и как сказать больному, что ему принести, а по большому счету каждый подходящий к нему человек в белом халате, сам уже является лекарством. Вспомним, что в присутствии другого легче переносится боль. Обычно выделяют физический и психический компонент боли. Наше сочувствие и милосердие облегчает тревогу, тоску и чувство одиночества пациента. С годами работы мы открываем истину, что наша установка на помощь пациенту трансформирует нас самих, делая нас своеобразным лекарством, пилюлей для пациента. В этих случаях отпадает необходимость в словах.
Трансситуационная информация о нашей установке мгновенно передается больному, и тут необходимо вспомнить, что лекарство действует во времени. Подарить пациенту кусочек своего времени, коснуться его руки, улыбнуться или поправить одеяло так важно. И это не просто жест вежливости или сочувствия. В каждом больном живет помимо взрослого еще и психологический ребенок. Его аффективное "эго" возрождается в пациенте, который смотрит на нас "снизу вверх", беспомощен и зависим, надеется и верит нам, как когда-то своим родителям. Перенос на персонал своих глубинных установок, сформировавшихся в детстве, должен быть понятен. Достаточно вспомнить свои переживания, когда "мы были маленькими".
Например, многие знают о трудности общения с людьми пожилого возраста с тугоухостью, нарушением памяти. Есть закон Рибо, который говорит, что память на образы, эмоциональная память детства гораздо дольше сохраняются, чем недавние события и слова. И вот какая-нибудь добрая кукла возвращает улыбку на лицо одинокой старушки. Сказка, прочитанная добросердечной сиделкой, поддерживает настроение целой палаты взрослых людей.
Все психологические аспекты общения с пациентом относятся к независимым сестринским проблемам. Добавим сюда выполнение зависимой сестринской проблемы - введение по назначению врача обезболивающих препаратов и мы получим путь решения одной их трудных проблем - онкологической боли.
Учитывая все вышесказанное о проблемах онкологической боли, можно заключить, что боль- это первая ключевая сестринская проблема в работе среднего медицинского персонала выездной службы “хосписа”, а психологические аспекты этой проблемы и их решения не менее важны, чем само снятие болевого синдрома. В приложении 1 курсовой работы представлен образец карты сестринской оценки боли.