Актуальность темы
Повышение уровня комфорта для пациента - один из основных способов повышения производительности труда, качества лечения и обслуживания.
Психический и физический дискомфорт у пациентов на стоматологическом приеме может быть связан как с процессом лечения, так и с обслуживанием, что выводит проблему в разряд чрезвычайно острых и, как свидетельствует практика, трудно разрешимых. В связи с этим возрастает роль медсестры, которая встречает пациента, сопровождает его при обследовании, ассистирует врачу при лечении, провожает после лечения.
В одних коллективах активно происходит изменение старых стереотипов взаимоотношений врача и медсестры, в других врач по-прежнему трудится в одиночку, а помощница скорее просто присутствует при этом.
Это можно объяснить низкой исполнительской дисциплиной, недостаточной требовательностью руководителей и врачей, нестрогим отбором кадров. Однако истинная причина - в укоренившейся идеологии сестринского дела, в том, как медсестры приучены видеть и оценивать свою роль в лечебном процессе, общении с пациентом и отношениях с врачом. «Чем больше стаж работы медсестры, тем труднее добиваться от нее четкого выполнения обязанностей нового содержания, которые все уточняются и расширяются - радушие, внимание в общении с каждым пациентом, рекламирование достижений клиники, содействие авторитету врача, соответствие принятому имиджу», - констатирует один из исследователей, изучавших психологические аспекты менеджмента в стоматологии. Стало быть, надо менять отжившие формы работы.
Традиционно участие медсестры в процессе лечения основывается на двух принципах:
. Медсестра выполняет вспомогательные функции, обеспечивающие работу врача.
. Медсестра поддерживает пассивный, отстраненный тип отношений с пациентом.
В соответствии с этими постулатами действуют и принципы ролевого поведения:
. Принцип функционального разграничения
Суть данного принципа в том, что обязанности медсестры жестко регламентированы и практически не пересекаются с обязанностями врача. Ее действия лишь предшествуют действиям врача, сопутствуют им или завершают их. Случаи функционального сотрудничества и пересечения обязанностей рассматриваются как посягательство со стороны медсестры на сферу компетенции более образованного и ответственного коллеги - доктора. Это привело к снижению ответственности медсестер за исход лечения в целом и соблюдение норм медицинской этики. Принцип «разграничения обязанностей» позволяет медсестре самоустраняться от задач внутреннего маркетинга, психологического и информационного сопровождения пациентов, что фиксируется сознанием пациента и подчеркивает пассивную, «теневую» функцию «девушки в маске»; ее поведение кажется отстраненным, формальным, безучастным.
. Принцип функционального ограничения
Этот принцип состоит в том, что из круга своих обязанностей медсестра в каждом конкретном случае выполняет только те, на которые указал врач. Данный принцип, как и предыдущий, неоднозначен, ибо фактически снимает с медсестры личную ответственность за уместность своих действий - за это отвечает врач. Медсестра следит только за качеством исполнения того, что ей указано сделать. Как будто бы все правильно и логично. А если врач на виду у медсестры допускает ошибку? Если он что-то упустил, забыл сделать? Следовательно, принцип ограничения относителен и должен применяться гибко в зависимости от ситуации с учетом опыта, а также личностных особенностей.
В современных условиях платной медицинской помощи назрела необходимость расширения роли медсестры на клиническом приеме в процессе лечения. Особенно актуально активизировать функции медсестры по информационному и психологическому сопровождению пациента. Современная идеология предоставления стоматологических услуг должна основываться на идеях профессионального партнерства врача и медсестры.
Условия современной стоматологической практики дают основание обозначить 3 принципа поведения медсестры: самостоятельность, активность, инициатива.
Принцип самостоятельности состоит в том, что в процессе лечения медсестра получает возможность:
* варьировать по своему усмотрению свое поведение в зависимости от ситуации - опыта и свойств личности врача, состояния и особенностей пациента;
* играть собственную роль (встреча пациента, выяснения самочувствия после приема и пр.);
* принимать самостоятельные решения и отвечать за их реализацию, например, включаться в диалог врача и пациента, высказывать свои аргументы;
* контролировать себя при выполнении функциональных обязанностей.
Принцип активности проявляется:
* в опережающем отражении при взаимодействии с врачом, т.е. в умении понимать его «без слов», предугадывать решения и действия;
* в предупредительном отношении к пациенту, т.е. в способности заранее предупредить о дискомфорте, разъяснить свои действия во избежание тревоги.
* Принцип инициативы проявляется в таких показателях деятельности медсестры, как:
* творческий подход к обязанностям - стремление усовершенствовать мануальные операции, найти более удобные для себя и врача способы их осуществления;