Классификация и характеристика нарушений голоса
б) какой отдел анализатора нарушен (периферический или центральный);
в) каков характер нарушения (расстройства органического или функционального характера) (табл. 3).
Кроме того, отмечается время появления дефекта.
Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития организма, формирования личности , его речевой функции. Исключение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, связанные с врожденным дефектом мягкого неба (дисфония при врожденной глухоте). Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, нарушение речи при снижении слуха).
Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Основные назологические единицы - афония, дисфония, ложносвязанный голос, ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляции и ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. Своеобразие нарушения зависит от ряда факторов: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда возникло нарушение, как комбинируется данное расстройство с речевым и так далее.
Рассмотрение органических и функциональных расстройств голоса в ином аспекте - с точки зрения нарушения качества голоса - позволило составить качественную характеристику нарушений голоса, что дает возможность более точно диагностировать расстройства и дифференцированного подхода к его устранению.
Таблица 2 Качественная характеристика нарушений голоса
Нарушение высоты голоса |
Нарушение тембра голоса |
Нарушение силы голоса |
Монотонный |
Хриплый, грубый, диплофония |
Афония |
Тремолирующий |
Гортанно-резкий, отрывистый |
Иссякающий |
Немодулированный |
Глухой, писклявый |
Слабый |
Низкий фальцет |
Металлический, назализованный |
Слишком громкий |
Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи , на особенности личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Такие пациенты стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, иногда отвечают в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере - своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и так далее.