Деятельность медицинской сестры на примере создания школы псориаза
Запланированные цели по уходу за больным, направленные на решение проблем, должны быть реальные, достижимые. К планированию соответствующих мероприятий нужно привлекать пациента. Организуя терапевтическую тактику для конкретного больного, необходимо предусматривать в ней мероприятия, направленные на повышение качества жизни этого конкретного пациента, включая индивидуальный образовательный компонент, бытовой тренинг и психологическую поддержку по показаниям. При составлении плана медсестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства - перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме. Но в стандарте невозможно предусмотреть все разнообразие клинической ситуации и индивидуальные особенности пациентов [3, 5].
Методика обучения пациентов в Школе включает групповое обсуждение большинства проблем, актуальных для больных псориазом, представление необходимой медицинской информации, советов и практических рекомендаций в определенном алгоритме обучения. Информация представляется в доступной форме, иллюстрируется практическими примерами, что делает ее убедительной и понятной для пациентов. На занятиях рассказывается о причинах заболевания и факторах, влияющих на прогноз, о целях назначения лекарств, методах лечения, даются рекомендации по изменению образа жизни
Основная деятельность Школы псориаза сводится к следующим моментам:
. Обучение больных псориазом тематическим программам.
. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных псориазом, обучающихся в Школе.
. Анализ эффективности обучения больных псориазом.
. Взаимодействие со Школами в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
Не существует универсального рецепта для успешного обучения, но возможно разработать свои собственные методы, основываясь на том, что лучше всего удается и является наиболее результативным. Возможно применение таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом, позволяющий вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей. Процесс обучения распространяется и на членов семьи пациента в случае невозможности его самостоятельно ухаживать за собой на протяжении продолжительного времени. Обучение может проводиться персонально и в группах пациентов с одинаковыми проблемами, чтобы пациент снова обрел уверенность, независимость, возможность заботиться о себе, наблюдать за состоянием своего здоровья и самостоятельно выполнять предписания врача. Медицинская сестра должна уметь выбирать надлежащий и эффективный метод обучения, принимая во внимание много факторов: состав слушателей, конкретную ситуацию, собственные силы, объем и характер информации, которую необходимо подать, время, а также помещение и оборудование, имеющиеся в распоряжении. Проводя обучение пациентов или членов их семьи, медицинской сестре необходимо помнить, что пути и скорость усвоения знаний людьми - разные. Активизируя органы чувств слушателей (зрение, слух, осязание), а, также привлекая их к работе, этот процесс может ускоряться. Для облегчения процесса обучения, медицинская сестра может, привлекать слушателей к активному участию в планировании занятий, совместно определять задачи, поощрять дискуссии, обмен опытом и т.д. Таким образом, медицинская сестра, кроме ухода за пациентом, исполняет роль проводника к здоровью и здоровому образу жизни, помогает приобрести ему уверенности в собственных силах [5].
Помогая разобраться в трудных переживаниях в связи с реакциями на болезнь, медицинская сестра должна сохранять профессиональное достоинство и собственный психологический баланс. На этом этапе работы не менее значимы личные качества медсестры, ее отношение с больными. На фоне обострения переживаний, боли от медсестры требуются сопереживания, живое участие, вежливость, внимательность, доброжелательность, уважение к жизни, достоинству и правам человека.