Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями
Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:
знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;
знание и учёт психологических принципов формирования поведения и их изменений;
владение активными формами обучения для повышения его эффективности.
Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума, обучаемого в "Школе".
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.).
История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, артериальной гипертонией и т.д. С формальной точки зрения "Школа здоровья" - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов; направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни. Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявление болезни и снизить риск осложнений.
Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения - обеспечение единства врача (сестры) и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи. Сегодня школы для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определённые знания. Ушли в прошлое лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные. Школа - это новые информационно-мотивационные технологии; они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, сформировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности службы здравоохранения и является основополагающим принципом её реформирования.